Фото: Philipp von Ditfurth / dpa / Global Look Press
Эта встреча должна была быть и была конфиденциальной. Журналисты, представители российской диаспоры и стран Центральной Европы, вышедших из бывшего советского блока, не стремились привлекать внимание ни прессы, ни спецслужб, поскольку им предстояло обсудить сложные темы в доверительной обстановке.
Как бороться с системной коррупцией, которая разъедает не только Россию, но также Словакию, Венгрию, Болгарию и продолжает распространяться? Как освещать войну в Украине, когда читатели сыты по горло этим потоком ужасов, а многие, как в России, так и за ее пределами, не хотят противостоять Путину?
Как переосмыслить понятие свободной прессы, которая в этих странах находится в еще более уязвимом положении, чем в старых демократиях? Как определить авторитарные режимы, единственным наследием демократии в которых являются выборы, да и то извращенные уничтожением оппозиционных сил, а в случае России и восстановлением жестоких репрессий? И самое главное: как наладить подлинные связи между россиянами и жителями Центральной Европы, которых, несмотря на общность множества проблем, общее прошлое разъединяет настолько, что на встрече не было ни одного украинца?
Это был тот самый «слон в комнате» — вопрос, который не задавался напрямую, но постоянно витал в воздухе. В расписании были предусмотрены длинные перерывы между панелями, чтобы за чашкой кофе с печеньем в неформальной обстановке пообщаться на английском или русском и лучше узнать друг друга.
Эта конференция оказалась очень успешной, и за ней последуют другие, но четыре ключевых вывода уже очевидны.