
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на военной базе под Тель-Авивом, Израиль, 9 апреля 2024 года
Amos Ben-Gershom / GPO / Global Look Press
Неделю назад Международный уголовный суд выдал ордеры на арест премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта, подозреваемых в организации военных преступлений и преступлений против человечности в ходе текущей войны в секторе Газа. Разбираемся, как это решение восприняли в Израиле, каким образом оно сказалось на внутренней политике и будет ли способствовать достижению мира в регионе.
Текущий виток ближневосточного конфликта начался 7 октября с атаки ХАМАС против армии и гражданского населения Израиля. За один день террористы убили 1,2 тысячи мирных израильтян, несколько тысяч ранили, а 251 человека захватили в заложники. В ответ правительство Нетаньяху начало полномасштабную операцию в секторе Газа, где проживают 2 млн палестинцев. Она привела к тотальному разрушению этой густонаселенной территории и массовой гибели некомбатантов. Счет идет на десятки тысяч, правда, статистику предоставляют подконтрольные ХАМАС учреждения. Израилю потребовались месяцы, чтобы прекратить масштабные ежедневные ракетные обстрелы своих городов со стороны террористов. Одной из целей стало также уничтожение масштабной военной инфраструктуры, где только сеть подземных туннелей насчитывала примерно 500 км.
Характер и стиль действий ЦАХАЛ превратились в предмет острой полемики на международном уровне. Все чаще стали звучать обвинения в геноциде. И это не только газетная риторика.
29 декабря 2023 года ЮАР обратилась в Международный суд ООН с требованием рассмотреть, могут ли действия Израиля в секторе Газа считаться таковыми. Напомним, что в международном праве понятие «геноцид» не имеет прямого отношения к гуманитарному кризису или массовым убийствам, а предполагает исключительно политику целенаправленного уничтожения, полностью или частично, некоего народа как такового, то есть без доминирования экономических и политических мотивов, а за то, кем эти люди являются.
Первые слушания состоялись 11–12 января, а спустя несколько недель МС ООН потребовал от Иерусалима предпринять все меры, чтобы воспрепятствовать действиям, подпадающим под Конвенцию ООН о геноциде. В конце марта судьи предписывали беспрепятственное поступление гуманитарной помощи в сектор Газа, а в конце мая — оставить открытым пропускной пункт Рафах на палестино-египетской границе.
Однако все это не означает принятия решения по существу вопроса. В августе 2024 года МС ООН обозначил крайние сроки — 28 октября 2024 года — для ЮАР, чтобы представить доказательную базу. Ответ еврейского государства должен поступить не позднее 28 июля 2025 года. В начале августа Турция также предоставила собственные сведения, предположительно подтверждающие обвинения ЮАР.
Если говорить о политике Израиля в целом, то тезис о геноциде выглядит несостоятельным, отмечает востоковед Дмитрий Марьясис:
«Изначально была практика "стук по крыше" и рассылка по всем средствам коммуникации информации о предстоящих ударах местному населению. Более того, все воздушные удары по целям в Газе согласовывались с различными службами. Сейчас же при проведении операций ЦАХАЛ старается выводить мирных жителей из района их проведения. Если говорить о гуманитарной составляющей, то, несмотря на все сложности, официальная позиция состоит в том, чтобы обеспечивать гуманитарный коридор и разрешать доставку грузов от международных организаций. В Газе действуют и плавучие госпитали, и полевые, и передвижные. Мы видим, что, может, и нехотя, но Израиль реагирует на международную критику. Например, летом 2024 года были расширены и сделаны временные гуманитарные коридоры для раздачи гуманитарной помощи через центральное шоссе, идущее через весь сектор Газа.
Подчеркну, что в израильском обществе и среди политиков есть люди, которые в текущих условиях выражают довольно радикальные взгляды, однако они не имеют отношения к проведению наземной операции в секторе Газа. Да, там сложилась ужасная и трагическая ситуация, в которой необходимо разбираться и думать о том, чтобы она не повторялась в будущем. Если совершены те или иные военные преступления, то все эти случаи должны быть обязательно расследованы».
МУС: военные преступления и преступления против человечности
Одновременно подключился Международный уголовный суд (МУС). Это отдельный международный постоянно действующий юридический орган, образованный в 2002 году и также заседающий в Гааге. Он не входит в структуру ООН и действует на основе Римского статута 1998 года. В отличие от 124 государств, Израиль не является его участником и не признает его юрисдикцию.
20 мая 2024 года прокурор МУС Карин Хан запросил у судей ордера на арест Нетаньяху и Галанта, а также трех лидеров ХАМАС — Яхью Синвара, Исмаила Ханию и Мохаммеда Дейфа. Именно этот запрос и был удовлетворен 21 ноября.
Израильский адвокат Мирит Лави уточняет решение МУС: «Выдавая эти ордера на арест, Предварительная палата, состоящая из трех судей Международного уголовного суда (МУС), пришла к выводу, что имеются разумные основания полагать, что Нетаньяху и Галант несут уголовную ответственность за совершение нескольких военных преступлений и преступлений против человечности в контексте текущей войны в Газе. Например, палата установила, что имеются два инцидента, которые указывают на наличие разумных оснований полагать, что оба они совершили военное преступление, заключающееся в намеренном нанесении удара по гражданскому населению».
Правда, палестинские лидеры, запрос на арест которых был выдан в мае, к настоящему времени оказались мертвы, а потому под уголовное преследование попали только представители еврейского государства.
Есть ещё одна страна, очень заинтересованная в диком решении МУС.
Во-первых, на арест её президента тоже был выдан ордер.
Теперь и этот ордер выглядит, как минимум, менее серьёзно.
Во-вторых, любые исламофашисты - первые друзья этой страны.
Их щедро одаривали плющками и оружием.
И дальше намерены.
В-третьих, деньги тратятся в любых колличествах, и без всяких ограничений, если предназначены на гадость кому-то.
В-четвёртых, ЮАР с этой страной постоянно вошкается.
А не торчат ли крысиные уши из всей кумедии?..
Не очередная ли многоходовочка?..
Зашкварился этот "суд" по полной, позорище!
Спасибо за обстоятельную статью. Я сходу зацепился за фразу о 1200 мирных жителях, убитых 7 октября. Кажется, даже израильские власти не отрицают, что собственно мирных жителей среди жертв нападения ХАМАС было меньше - около 800 человек, остальные погибшие - военнослужащие армии Израиля, убитые на границе. Менее ужасным факт нападения это не делает, но в такой статье хотелось бы корректности
https://www.gov.il/en/pages/swords-of-iron-civilian-casualties
Спасибо! Это я лиху дал - попросил исправить
внимательно прочитала. Огромное количество неточностей. Основной проблемой является факт, что МУС был сформирован таким образом и сформулировал законы таким образом, что он заранее противоизраильский, и об этом позаботилось мусульманское лобби в составе стран. А западные страны пока - ПОКА - не видят последствий для себя, хотя они будут, позже. В принципе, МУС - это политическое образование, а не легальное. По легальным аргументам, по одному: 1. Превышение юрисдикции Международного уголовного суда (МУС): МУС выходит за рамки своей юрисдикции, выдавая ордера на арест официальных лиц Израиля, который не является участником Римского статута. Это действия рассматриваются как нарушение суверенитета Израиля и вызывают сомнения в законных основаниях для преследования лиц из государств, не подписавших договор. 2. Принцип комплементарности: Принцип комплементарности предполагает, что МУС должен вмешиваться только в случае, если национальные судебные системы не хотят или не могут расследовать предполагаемые преступления. Израиль заявляет, что у него есть независимая и эффективная юридическая система, которая способна рассматривать такие дела. Неиспользование принципа комплементарности, несмотря на инициированные процессы, указывает на политический характер действий МУС. 3. Действия МУС воспринимаются как избирательные и направленные против Израиля, в то время как более серьёзные нарушения в других регионах остаются без внимания. Это поднимает вопросы о беспристрастности и легитимности процедур суда. 4. Законные рамки для отказа в гуманитарной помощи: Международное гуманитарное право допускает отказ в предоставлении помощи, если существует существенный риск того, что она будет использована для поддержки террористической деятельности. (Совет Безопасности ООН в резолюции 2615 (2021) ) Это мера направлена на предотвращение злоупотребления гуманитарной помощью и защиту её использования исключительно для помощи гражданскому населению. ь множественные документальные свидетельства, что помощь не попадала по назначению. 5. Расширение юрисдикции на резервистов:
Выдача ордеров на арест Галанта и Нетаньяху может создать прецедент для расширения обвинений на израильских резервистов. Это вызовет серьёзные последствия для всей армии Израиля, поскольку многие резервисты могут быть привлечены к ответственности на основе аналогичных обвинений.
Все это показывает политическую подоплеку решений, а не ЮРИДИЧЕСКУЮ, и можно писать тома своих личных мнений - к закону это никак не относится. По закону, и Нетаньяху и Галлант имели полное право на то, что они делали, но они даже и не делали - гуманитарки было отправленно несметное количество. Но почему не показать пальцем на евреев? Действительно, ну зачем предьявлять обвинения ХАМАСУ? Им же тоже нужно кушать, а заодно убивать заложников, если так им хочется, это ж почему то сейчас считается средством борьбы... к ним как то претензий нет... Это все решится меньше чем через два месяца, именно потому карим хан так спешит, бедняга. Выдворят его деток из американских колледжей, как пить дать... и с банковскими трансакциями возникнет беда просто... Это называется санкции.