Взаимоотношения уехавших и оставшихся россиян — центральная тема для Republic-Weekly. Поддержание диалога между ними — важная задача журнала. Мы будем публиковать диалоги, споры, а иногда и дебаты представителей новой эмиграции и тех, кто продолжает жить и работать в России. Первый такой диалог — это разговор двух многолетних друзей, писателей Дмитрия Быкова* и Никиты Елисеева. Быков уехал из России осенью 2021 года, до 2023 года он преподавал в Корнеллском университете, а сейчас — в Рочестере. Никита Елисеев был уволен из Российской национальной библиотеки весной 2022 года — якобы из-за того, что нарушил пять пунктов Кодекса этики РНБ. По просьбе Republic-Weekly они созвонились и обсудили, где сейчас находится русская культура: внутри страны или снаружи.

Никита Елисеев (Н. Е.) Помнишь, мы как-то с тобой беседовали об эмиграции? И ты мне процитировал свою учительницу, замечательную поэтессу Нонну Слепакову, которая была, насколько я помню и знаю, против эмиграции.

Дмитрий Быков (Д. Б.) Она говорила, что участь уехавших и участь оставшихся одинаково ужасны.

Н. Е. Кажется, ее любимая поговорка была «С Колымы не убежишь».

Д. Б. У нее этот значок висел на кухне. Она мне, кстати, подарила два значка: «С Колымы не убежишь» и «Советское — значит шампанское». И тот и другой во многом, кстати, определили мою жизнь.

Н. Е. А как ты думаешь, в чем смысл этого афоризма?

Д. Б. Что Колыма везде.

Н. Е. Что в Америке, что в России?

Д. Б. Ну, в Америке, если ты русский, то ты оказываешься в своем русском пузыре. Не следует преуменьшать этот пузырь, он огромен. Для меня, например, было шоком, когда мы проводили тут два концерта к столетию Окуджавы и два полуторатысячных зала были набиты битком — я даже не мог провести семью. Это говорит и о количестве русских, и о количестве духовно русских, потому что там американцев тоже много, им интересно. И это только два города — Нью-Йорк и Бостон. А уж сколько наших в Калифорнии, в Сиэтле, куда шагнула Кремниевая долина, в Орегоне, где сейчас появляются новые рабочие места для айтишников.

Я вообще пришел к выводу, что одним из главных способов колонизации мира в России было выращивание эмигрантов и выталкивание их из этой огромной матки. Именно с их помощью мы создали Голливуд, балет Баланчина, школу актерской игры Михаила Чехова, живопись Сутина. Россия выращивает гениев, они становятся для ее матки великоваты, и она их выталкивает во внешний мир. Поэтому Россия более или менее везде.

Н. Е. То есть ты согласен с тем, что Россия нигде не заканчивается?