Анна Виленская

Анна Виленская

Каждый понедельник Republic-Weekly будет публиковать историю человека, чью жизнь полностью изменила война. Иногда это будут истории тотального саморазрушения, а иногда наоборот — преодоления и внутренних побед. Первый текст для этой рубрики написала Анна Виленская — пожалуй, самый популярный музыковед, говорящий и пишущий на русском языке. Ее лекции о Бетховене и Валерии Меладзе, Radiohead и Шамане смотрят сотни тысяч, а иногда и миллионы зрителей, она собирает аншлаги в любом городе, в который приезжает. Она стала популярной до полномасштабной войны, но после 24 февраля 2022 года эмигрировала из России и заново искала применение своим навыкам. По просьбе Republic-Weekly она рассказывает, как у нее это получилось.

***

Всю жизнь меня смущала английская поговорка «When life gives you lemons, make lemonade». В русском языке у нее есть примерный аналог: «Нет худа без добра». Оба выражения — о том, как собрать и приободрить себя после того, как планы оказались разрушенными. Но мне кажется, что иногда это просто способ утешить себя, когда ничего другого не остается.

Как по мне, худо без добра существует. Война — это худо без добра. Когда я поделилась в соцсетях новостью о том, что начала читать в Нью-Йорке лекции на английском, мне написали комментарий: «Вот как хорошо! Если бы не путинская война, американцы бы, может, никогда вас не узнали». С одной стороны, все так, не узнали бы; с другой — есть в этой мысли что-то странное, от чего я смущаюсь.

В эмигрантской среде гуляет саркастичная фраза на этот счет: «Спасибо Путину за это». Произносят ее всегда с горестной ухмылочкой: мол, да уж, «спасибо» в больших-больших кавычках. Но война идет уже почти три года, это три года жизни для каждого из нас, для многих — три года эмиграции. В этой жизни были радости, труд и достижения. Моя жизнь пошла не по тому сценарию, который я задумывала, но вырулила на новый. Этот сценарий сложился не благодаря войне и не вопреки ей, но, конечно, под ее влиянием. Вот как он разворачивался.