The New Yorker

В 2010 году в одной из деревень индийского штата Уттар-Прадеш должна была появиться необычная богиня, ростом около двух футов, отлитая из бронзы. Она разительно отличалась от традиционных индуистских божеств. Вместо ярких сари Дурги или сверкающих драгоценностей Лакшми на ней были широкополая шляпа и наряд, напоминающий статую Свободы. Она не восседала на льве или лебеде, а твердо стояла на настольном компьютере. В одной руке она держала перо, а в другой — индийскую конституцию с ее обещанием равенства для всех. Ее звали Ангрези Деви, Богиня английского языка, и она была создана для далитов — индийской касты «неприкасаемых».

«Богиня английского языка способна дать далитам возможность освободиться от многовекового угнетения», — заявил ее создатель, известный писатель-далит Чандра Бхан Прасад. Он рассматривает английский язык как мощный инструмент для преобразования жизни своего народа. «Станут ли англоговорящие далиты чистить сточные канавы и дороги?» — задавался он вопросом. «Будут ли они довольствоваться ролью прислуги на фермах помещиков?» Атеист по убеждениям, Прасад создал богиню, чтобы вдохновить далитов на изучение английского языка и помочь им перейти от феодального подчинения к современному, независимому образу жизни. «Изучение английского языка превратилось в величайшее массовое движение, которое когда-либо знал мир», — писал он.

Чандра Бхан Прасад оказался прав. Сегодня на английском языке говорит около 1,5 миллиарда человек — примерно каждый пятый житель планеты, что делает его самым распространенным языком в истории человечества. Английский имеет официальный статус в ООН, НАТО, ВТО и ЕС, укрепляя свой статус доминирующего «лингва франка мира», — пишет Розмари Саломоне в своей книге «Возвышение английского: Глобальная политика и власть языка». Как и другие колониальные языки, английский изначально распространялся через «завоевание, обращение и торговлю», отмечает она. Однако сегодня его экспансия осуществляется другим способом, который Саломоне называет «сговором». По всему миру люди стремятся освоить английский, видя в нем путь к новым возможностям. «Корейские матери переезжают с детьми в англоязычные страны ради образования на английском», — пишет она. «Голландские университеты используют его как основной язык преподавания. Страны АСЕАН выстраивают сотрудничество на нем. Политические активисты пишут на нем в Твиттере».