Eric TSCHAEN-Pool/SIPA
В декабре Франция узнала имя нового, четвертого по счету премьер-министра в уходящем 2024 году. Им стал 73-летний Франсуа Байру, ветеран политической сцены, в богатой биографии которого есть и участие в трех президентских кампаниях в качестве кандидата, и многочисленные депутатские или министерские мандаты. До назначения премьер-министром Франсуа Байру оставался мэром города По на юге Франции, много и охотно комментировал текущие политические события в умеренно ироничной манере человека, умудренного опытом. Его легкий провинциальный акцент контрастировал с рафинированным произношением молодых выпускников элитных парижских школ, чьи стремительные политические карьеры несколько раздражали нестоличных жителей. Казалось бы, у Франсуа Байру есть все шансы на завоевание народных симпатий.
Тем не менее, лишь 34% граждан выразили позитивное отношение к его назначению на должность премьер-министра, что свидетельствует и о глубоком политическом кризисе в стране, и о неверии французов в способность Франсуа Байру найти выход из тупика. Чехарда премьер-министров начинает напоминать недоброй памяти послевоенную Четвертую республику, оставшуюся в истории как образец потери управляемости в государстве вследствие мелкого эгоизма парламентских партий.
Отсчет текущего кризиса принято вести с решения президента Макрона распустить Национальную Ассамблею и объявить о проведении досрочных выборов, которое он принял вечером 9 июня сразу после появления результатов выборов в Европарламент. В результате оформился новый баланс сил в политической жизни Франции, когда в парламенте ни у кого нет абсолютного большинства в 289 мест, но есть три полюса, примерно равные по представительству. Речь идет о блоке левых сил NFP (193 депутата), блоке центристов президентской коалиции (166 депутатов) и партии Национальное Объединение (RN) Марин Ле Пен вместе с союзниками (142 депутата). Есть также партия Республиканцев (LR), которая находится на право-цетристских позициях, но критикует политику Эмманюэля Макрона (47 депутатов). Ее влияние невелико, но должно учитываться при подсчете голосов или в поддержку возможного правительства, или за объявление вотума недоверия.
Youtube «Emmanuel Macron: The 60 Minutes Interview»
Главной особенностью такого состава Национальной Ассамблеи является то, что ни один из трех полюсов не обладает большинством голосов для формирования устойчивого правительства, но согласия двух из них достаточно для того, чтобы отправить его в отставку. К этому надо добавить, что, согласно конституции, президент не имеет права вновь распустить парламент и назначить новые выборы до июня 2025 года — следовательно, новое правительство должно появиться в результате компромисса тех депутатов, которые сейчас имеются в наличии.
Политические расчеты
Пятая республика предусматривает уникальную для сегодняшней Европы конструкцию с сильной президентской властью. Если бы все сводилось к формированию правящей коалиции по итогам парламентских выборов, как это происходит в Германии, Италии или Испании, то основные фракции были бы вынуждены прийти к согласию, пусть на основе широкого компромисса и после трудных переговоров. Но особенность Франции состоит в том, что главный политический приз будет разыгран в 2027 году на очередных президентских выборах. Все об этом знают, и все к ним готовятся. В этом смысле, текущий правительственный кризис может рассматриваться как некий подготовительный этап к грядущим основным сражениям, что делает миссию Франсуа Байру и деликатной, и проблематичной.
Правительство становится заложником президентских амбиций потенциальных кандидатов, которые являются и партийными лидерами.
Следует чуть подробнее поговорить о состоянии главных политических сил в Национальной Ассамблее, чтобы понять их ближайшие интересы и возможные действия.