Маваси-Хан-Юнис, 2 января 2025 года. Палестинцы осматривают разрушения после ночного удара Израиля по импровизированному лагерю для перемещенных лиц на юге сектора Газа, в результате которого, как сообщается, погибли по меньшей мере 11 человек, включая начальника ныне расформированной полиции ХАМАС на этой территории

Маваси-Хан-Юнис, 2 января 2025 года. Палестинцы осматривают разрушения после ночного удара Израиля по импровизированному лагерю для перемещенных лиц на юге сектора Газа, в результате которого, как сообщается, погибли по меньшей мере 11 человек, включая начальника ныне расформированной полиции ХАМАС на этой территории

Apaimages/SIPA/ Scanpix

Вторжение Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в сектор Газа в ответ на нападение палестинских боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года привело к гуманитарной катастрофе, не говоря уже более чем о 45 тысячах погибших палестинцев, значительную часть которых составляют мирные жители. Воспользовавшись атакой, израильские военные ослабили правила ведения боевых действий и фактически стерли границы между боевиками и гражданским населением. Сейчас в израильской армии, например, признаны допустимыми во время нанесения бомбовых ударов по целям в Газе потери среди мирного населения до 20 человек. В анклаве начался голод. Израильские власти способствовали ему, введя ограничения на ввоз гуманитарной помощи в сектор.

Израильтянам удалось вытеснить ХАМАС, по крайней мере, формально, с большей части территории Газы. Крупные районы, особенно на юге, остались без власти. Как обычно бывает в таких случаях, вакуум начали заполнять вооруженные банды.

С первого дня нынешней войны между Израилем и ХАМАС многие задаются вопросом: что будет после ее окончания? Среди множества вариантов ответа есть и такой: контроль над Газой, в основном оставшейся без официальной власти, могут захватить короли преступного мира.

Тель-Авив полон решимости уничтожить ХАМАС или хотя бы его нейтрализовать, но у израильтян, похоже, до сих пор нет четкого плана, что будет в Газе после окончания боевых действий. На данный момент ясно лишь одно: Биньямин Нетаньяху и его правительство не хотят, чтобы власть в секторе перешла к Палестинской национальной администрации, признанному ООН правительству во главе с Махмудом Аббасом, которое находится в Рамалле и контролирует Западный берег реки Иордан.

Частично задача, поставленная Нетаньяху, выполнена — за 14 месяцев войны ХАМАС существенно ослаблен, хотя окончательно и не разгромлен и еще вполне способен оказывать сопротивление. После окончания боевых действий и войны в целом возврат его контроля над Газой будет под большим вопросом. В первую очередь, из-за противодействия Израиля и США. Это значит, что на какое-то время Газа может остаться без официальной власти.

Такая ситуация является идеальным условием для установления власти банд, которые в подобных случаях вполне успешно конкурируют со слабой официальной властью и превращают контролируемые ими районы в похожие на средневековые феодальные княжества образования.

Как только бандиты установят свою власть, вытеснить их будет трудно. Попытки официальной власти вернуть контроль часто приводят к продолжительным периодам насилия и нестабильности. Примеров вполне достаточно. Из последних можно назвать как минимум три страны: Гаити, Сомали и Афганистан. Нечто схожее может возникнуть и в секторе Газа.