Кадр из фильма "Временные трудности"(2018)

Кадр из фильма "Временные трудности"(2018)

kinopoisk.ru

«Отдел культуры» продолжает публикацию документальной прозы художницы Оксаны Смит. Из-за врачебной ошибки она с детства лишена возможности самостоятельно передвигаться и говорить, поэтому общается с миром только через компьютер. В новом эссе Оксана размышляет о взаимосвязи между культом насилия в СССР и отношением российского общества ко всем, кто в него не вписывается — от детей с ДЦП до независимо мыслящих взрослых.

1. Вымысел

На днях мне довелось увидеть маленький кусочек программы Бориса Корчевникова с Иваном Охлобыстиным. Их православные выспренные речи не стоили бы внимания, если бы там не обсуждался фильм «Временные трудности», снятый в 2018 году. И вот тут уж я смолчать не могу. Отец в этом фильме относит своего сына с ДЦП в болотистый лес, и заставляет ползти 100 км до дома. Мальчик лет шестнадцати ползёт, тыкаясь носом в жижу и грязь, и в результате вылечивается от паралича.

Маленький Саша подвергается унижениям со стороны отца постоянно. Вот отец сбрасывает его коляску с лестницы, едва выхватив орущего ребёнка с сидения. Вот вываливает мусорное ведро ему в постель из-за того, что тот недостаточно быстро доковылял до машины, собирающей мусор, а машина уехала. А вот заставляет открывать тяжёлую дверь подъезда ребёнка с двумя огромными костылями подмышками, а потом, когда мама помогает ему её открыть, отбирает и костыли, прочитав нотацию, и отправив Сашу пешком по лестнице. В общем, нет конца и края этой череде измывательств со стороны вечно злого и недовольного человека, воспринимающего людей всего лишь как болванки, заготовки из стали, и бездействию матери, похожей на восковую куколку.

Но и это ещё не всё, потому что в возрасте шестнадцати лет, в результате сочетания школьного булинга, собственных денежных махинаций как способа защиты от этого булинга, и отношения отца, Сашу парализует второй раз (хм, я живу с ДЦП 45 лет, и впервые слышу, чтобы кого-то парализовало дважды — ну, ладно, может быть, я чего-то не знаю). Недовольство отца возрастает, и он отвозит сына, у которого неизвестно каким образом, вдруг организовались гиперкинезы (непроизвольные движения конечностей и лица, которые вообще-то не могут появиться у человека в такое короткое время), в лес. В машине, пока они едут, неизвестно зачем звучит песня Высоцкого о привередливых конях, отец торжественно ей подпевает. Мать, как всегда, молчит.

И тут начинается что-то совсем уж фееричное. Потому что простой рабочий литейного завода открывает весьма специфический метод лечения двукратного церебрального паралича. Оказывается, если положить пациента в одном лёгком свитере в осеннюю грязь и долго на него орать, а потом твёрдым шагом направиться прочь, размахивая полами тёплого плаща, и повторять подобные нападения по мере того, как пациент, зарывшись по локоть в жижу, пытается ползти — а после саркастически заявить, что на ногах передвигаться удобнее, то можно вылечить сложнейшую болезнь! Пусть кто-нибудь купит этому человеку Нобелевскую премию по медицине в водочном отделе соседнего супермаркета, он заслужил.

Однако вишенкой на этом торте идиотизма был медведь.

Сказать по правде, сейчас меня душит смех, хотя, начав писать этот текст, я была настроена более чем серьёзно. Смеюсь я потому, что при всех заверениях сценаристов и продюсеров, что фильм основан на реальной истории жизни успешного человека, сцена с медведем настолько глупа, что произойти в реальности никак не могла. Итак, мизансцена такова. Ночь. Отец-изверг, утомившись от мучения сына, спит у костра сном праведника. Сын подползает к нему, ворует топорик и пытается скрыться в неизвестном направлении. Далее мальчик ползёт в светлеющем лесу и слышит шорох в кустах. Думая, что это папаша, он огрызается. Но это не папаша. Огромный бурый медведь притаился в листве. Наш юный герой встаёт-таки на ноги и с криком запускает в зверя топором. Снято. Аплодисменты.

Что происходило потом, не совсем ясно, потому что следующим кадром мы видим Сашу уезжающим куда-то на поезде. Потом он каким-то образом становится преуспевающим коучем и бизнес-стратегом, с блеском в глазах презентует себя в огромном зале и заявляет, что на том основании, что дважды чуть не умер, считает проблемы других людей незначительными. Как говорится, запомните этот твит.

А после довольно схематично описанных приключений герой приезжает в родной город, чтобы спасти завод отца и его жизнь. При этом его молчаливая, смиренная мать произносит поразительную фразу (лучше бы она продолжала молчать):

— Я не видела любви более сильной, чем та, которую испытывает к тебе твой отец.

Конечно, через секунду оказывается, что отец находится в смертельной опасности, и Саша, у которого от ДЦП осталась лишь немного поджатая рука, бросается в огонь, объявший завод. Душегуб спасён и блаженно улыбается новости о том, что скоро станет дедом. Конец.

https://www.youtube.com/watch?v=455PRk873XQ

Я намерено пропустила большой фрагмент, касающийся взаимоотношений Саши с государством, и о том, как его не пустили в пионерский лагерь «Артек» и прочее, так как этот аспект более-менее правдив. Лжив посыл. Мучения и истязания, даже если они приводят к неким хорошим результатам, остаются мучениями и истязаниями. Это не любовь. Это попытка решить проблему, которая, если и имеет решение, то другое.

Мне могут сказать, что неправильно сросшуюся кость нужно сломать снова, чтобы она срослась правильно. Но, во-первых, это должен делать хирург, в определённых условиях, вымыв руки и т.д., а, во-вторых, человек — совсем не кость. Человек — сложнейшее переплетение полифонических струн. Человек — арфа ангелов. А не то грубое существо, что породило архаично-советское сознание.

2. Правда