Вам, меломаны – компания Sinatra Family Estates выпустила первое вино. Каберне из долины Напа называется Come Fly With Me – в честь альбома Синатры с обложкой, выглядящей как комиксовая реклама авиакомпании, солнечной пластинки, 50 лет назад номинированной на «Грэмми». Говоря о вине, дети певца умилительно вспоминают, как их отец любил заканчивать концерты тостом в честь сидящих в зале: Синатра желал всем дожить до ста лет и последним в жизни услышать именно его голос. Выход на рынок Come Fly With Me отпрыски Синатры называют тостом в честь отца. Дешевым тост не будет: за кейс из шести бутылок в Sinatra Family Estates просят 750 долларов (это без учета налогов и стоимости доставки). Те, кто раскошелится, получат сознание обладания довольно редкой вещью (всего будет произведено менее 3 000 бутылок вина) плюс компакт-диск с открыткой, подписанной кем-то из клана Синатра. Come Fly With Me – не первый случай, когда за вино берутся знаменитости или их родственники. Жерар Депардье занимается вином с 1979 года и сейчас винная империя актера производит 12 кюве с общим объемом производства в 350 000 бутылок. Среди линейки вин, производимых на винодельне кинорежиссера Фрэнсиса Форда Копполы, есть и игристое, посвященное дочери Софии (она сама, говорят, расфасованное в баночки вроде «Кока-Колы» вино не пьет). Пополнить ассортимент своих вин 4 года назад решил и Сильвио Чикконе, посвятивший вино своей дочери Луизе – в миру она больше известна как Мадонна. Этикетки вин Madonna были похожи на крошечные постеры (купившему ящик присылали плакат покрупнее). Век вин, прямо или косвенно связанных со знаменитостями, часто бывает короток, и даже не оттого, что закатываются звезды – иногда их брэнды умирают еще быстрее. То, как хрупко доверие к маркам – за исключением некоторых брэндов в категории спиртных напитков – производители за последний год почувствовали на собственной шкуре. Брэнды, до кризиса беспечно повышавшие цену все больше, в разгар рецессии оказались перед выбором в виде распродажных цен и, как следствие, потери имиджа напитка премиум-класса, либо прямых убытков. Но стратегия серьезного дисконта редко когда спасает: покупатель быстро привыкает к неменяющемуся ценнику «-40%», и объяснить ему потом, почему вдруг за ту же бутылку надо платить больше, тяжело. Производство «звездного» вина, запускаемого на заведомо ограниченное время, может быть решением проблемы: в зависимости от продаваемости брэнда самой знаменитости добавленная стоимость вина может стать максимальной. При этом из-за конечности срока производства или раскрутки вина вряд ли производитель столкнется с опасностью скатиться в яму скидок, из которой так сложно выбраться. Еще эффективнее, чем изготовление нового «звездного» вина, может быть привлечение guest star к уже существующему продукту, как, скажем, история с приглашение Карла Лагерфельда к дизайну этикеток для Dom Perignon, а потом и для наборов розового шампанского для универмага Harrods. Разумеется, цена вина выросла в разы, хотя содержимое бутылок осталось неизменным. Виноделам, пробующим себя в затее «пригласи знаменитость и продай то же самое дороже» есть чему поучиться у производителей минеральной воды – некоторые из них показывают высший пилотаж в реализации такого плана. Например, Evian, дизайном бутылок для которой занимались Пол Смит, Жан-Поль Готье и Кристиан Лакруа. Критики ворчали на то, что, мол, нет никакого резона платить в разы больше за дизайнерскую бутылку. Фанаты говорили, что, в таком случае, немногого стоит и идея Ротшильдов приглашать разных художников к созданию винной этикетки. Скептики констатировали, что разные бутылки с той же самой жидкостью внутри могут становиться предметом восхищения – а, стало быть, и торга. В общем, главное – притянуть звезду к бутылке, пусть даже и за уши. А что тот же Синатра был похоронен не с каким-нибудь гран-крю, а с честным Jack Daniel's – это дело десятое.