Адмирал Колчак приветствует сына одного из полков сибирских белогвардейцев во время поездки на фронт, 1919 год

Адмирал Колчак приветствует сына одного из полков сибирских белогвардейцев во время поездки на фронт, 1919 год

Фото: Wikipedia

Рассказывая о выдающихся деятелях прошлого, велик соблазн скатиться к упрощённым морализаторским формулам. Николай II допустил расстрел мирной манифестации в Кровавое воскресенье — и получил в итоге настоящую революцию, уничтожившую его самого вместе с семьёй. Адольф Гитлер развязал мировую войну и строил лагеря смерти — и был вынужден совершить трусливое самоубийство перед лицом победивших вражеских армий. Или Ричард Никсон: тот нарушал базовые принципы работы демократического правительства и с позором ушёл в отставку из-за угрозы импичмента.

Суровая правда состоит в том, что далеко не все подавители демонстраций, строители концлагерей и душители оппозиции получали по заслугам. Даже напротив: зачастую жители разных стран оправдывали своих политиков за большое зло, но оказывались нетерпимы ко злу малому. В российском прошлом примером этому служит трагическая судьба адмирала Александра Колчака. Офицер-герой двух войн, отважный полярник, несомненно честный и исключительно преданный долгу человек вышел одним из самых незадачливых руководителей страны за всю её историю.

Спустя век как издёвка звучит само название должности Колчака в последние 14 месяцев его жизни — «верховный правитель России». Его режим пал после первых фронтовых неудач в Гражданской войне, а ещё спустя месяц адмирал, претендовавший на высшую власть во всей бывшей империи, обнаружил себя одиноким в масштабе собственного вагона. Одиноким — и обречённым на скорую смерть. Почему же так вышло?

Путешествие к месту казни

Вечер 15 января 1920 года, Иркутск. В крупнейший город Восточной Сибири прибыл железнодорожный эшелон с человеком, номинально считавшимся главой всех белых войск России в Гражданскую войну — 45-летним адмиралом Александром Колчаком.

Иркутск в 1918 году: в город входят чехословацкие войска

Фото: Wikipedia / Э. К. Гетке

На военной карте положение Колчака как полководца выглядело тяжёлым, но не аховым. Да, в конце прошлой осени его прежняя столица Омск пала, а войска потерпели серию поражений от наступавшей Красной армии. Условная линия фронта встала где-то на рубеже между Енисейской и Иркутской губерниями. Так что казалось вполне возможным собрать силы в Иркутске как новой столице, переждать суровую зиму 1920 года и с приходом тепла готовить своё наступление на запад.

Однако политические провалы превращали в нелепость мечты о военном реванше.

Железнодорожное путешествие из Омска в Иркутск — в нормальных условиях занимающее пару суток — у Колчака отняло свыше двух месяцев. За это время во всей необъятной Сибири наступил один большой праздник непослушания. Иркутск к моменту прибытия адмирала контролировали его открытые враги из «Политического центра». Местные халифы на час во главе с эсером Флорианом Федоровичем выступали за суд над Колчаком, перемирие с большевиками и независимость демократической Сибири.

Председатель иркутского «Политцентра» Флориан Федорович: для Советов эсер своим не станет — в 1928 году он скончается, отбывая тюремный срок по политической статье

Фото: Wikipedia

Второй и третий пункты этой наивной программы смотрелись по-хлестаковски. Но вот первое требование выглядело более чем достижимым. Колчак за время своего затянувшегося вояжа превратился из реального политика и армейского главковерха в одинокого обречённого пленника. Остатки верных адмиралу войск, с боями отступавшие на восток, находились слишком далеко от Транссиба. Фактически железную дорогу контролировал Чехословацкий корпус, который к концу зимы 1920 с трудом попадал под определение хотя бы номинальных союзников русских белогвардейцев — максимально возможная пролонгация пути Колчака из Омска стала именно их заслугой.

На словах европейцы обещали вывести Колчака из Сибири туда, где Белое движение ещё представляло силу: не то во Владивосток, не то в маньчжурский Харбин, де-факто русскую колонию посреди Китая. На деле судьба верховного и одновременно безвластного правителя была решена. Утром 15 января в иркутском предместье Иннокентьевском Колчака задержали в последний раз — чехословаки утрясали последние детали в торгах с «Политцентром», из-за чьей спины отчётливо торчали уши местных большевиков. Вечером того же дня, по прибытии на городской вокзал, Колчака арестовали прямо в собственном вагоне.

«Без власти Колчак никакой ценности ни для союзников, ни для чехов не представлял. По своим же личным качествам, прямой и резкий, пытавшийся отстаивать "суверенитет Российского правительства" от притязаний союзников, он давно уже находился в остром конфликте с союзниками, а тем более с чехами»

— Александр Ширямов, в 1920 — один из лидеров РКП(б) в Иркутске

Остатки адмиральской свиты не вмешивались в события. С низложенным правителем в иркутскую тюрьму проследовали лишь любовница Анна Тимирёва и последний глава колчаковского правительства Виктор Пепеляев, бывший депутат царской Думы. Последний наверняка проклинал судьбу: премьерство политик выпросил 22 ноября 1919 года — всю свою виртуальную каденцию он провёл в поезде, вёзшем его к месту скорой расправы.