Акции «АвтоВАЗа» бодро растут второй день подряд. Аналитики считают, что на корпоративных новостях, ведь вчера стали известны очередные предложения автопроизводителя по выходу из кризиса. Во-первых, он предлагает акционерам отказаться от дивидендов на ближайшие пять лет. Во-вторых, «АвтоВАЗ» хочет собрать с акционеров еще 70 млрд руб., которые нужные ему для погашения долгов (54 млрд руб. текущей задолженности) и инвестиционной программы (около 10 млрд руб.). Кроме того, премьер-министр Владимир Путин на встрече с вице-президентом Renault Кристианом Эстевом сообщил, что ему бы «очень хотелось, чтобы все акционеры приняли равнозначное участие в этой работе [реструктуризации компании – Slon.ru]». По сути Renault поставлено перед выбором: либо деньги и технологии, либо их пакет будет размыт (для этого не потребуются даже средства, достаточно конвертировать кредит «Ростехнологий» на 25 млрд руб. в акции). Впрочем, финансы «АвтоВАЗа» – это отдельная история, которая подробно освещается на нашем сайте. В этой истории куда более интересен еще один акционер «АвтоВАЗа», про которого незаслуженно забыли – «Тройка Диалог». Ей предложения по «равнозначному участию» в реструктуризации автопроизводителя почему-то не озвучивались. Как бы не получилось, что «равнозначное участие» не стало синонимом «равноудаленности олигархов», то есть всегда найдется кто-то «равноудаленее», а значит и «равнозначнее». Понятно, что у «Тройки» нет денег, да и желания участвовать в докапитализации «АвтоВАЗа», у нее – другая, особая роль помощника, который на подхвате исполнит любые ваши желания.

Динамика индекса ММВБ и курса акций «АвтоВАЗа» с момента выбора схемы ликвидации перекрестной собственности


Стоимость АО «АвтоВАЗа» с 22.03.2007 по 07.09.2007 приведена с учетом дробления акций
Индекс ММВБ и цена АО «АвтоВАЗа» на 22.03.2007 приняты за 1
ИСТОЧНИК: ММВБ

Посмотрим на график курса акций «АвтоВАЗа» и индекса ММВБ. На протяжении 2007 года и первой половины 2008 года бумаги автопроизводителя существенно обгоняли индекс. В чем причина? Можно сказать, что в ликвидации перекрестной собственности акций «АвтоваВАЗа», когда большую часть капитала контролировали его же «дочки». Но что изменилось? Завод де-факто как плохо управлялся, так и плохо управляется менеджерами государства. Любой инвестор это понимает, и в акции «АвтоВАЗа» он зайдет только для краткосрочных спекуляций. А двигать бумаги будет лишь тот, кто знает всю внутреннюю кухню автопроизводителя и уверен, что сможет продать оптом большой пакет акций новому партнеру, например, тому же Renault. Да, намекаю на «Тройку», ее выгода от таких операций очевидна. Или взять вчерашний день. Попытка прогнуть Renault вряд ли увенчается успехом: французы до сих пор отказывались от допэмиссий, и непонятно почему они должны изменить свое мнение. К тому же они наверняка понимают куда попали. Далее, «АвтоВАЗ» в целях социальной стабильности отказался от сокращения 28 000 человек – уволят только пять тысяч. И еще ему нужно 70 млрд руб., то есть субсидиям не видно конца и края. Одним словом, да здравствует неэффективность! Между тем на этих «положительных» новостях акции «АвтоВАЗа» выросли на 21,5%. И кому это нужно? А вообще такой помощник просто необходим. Представьте себе ситуацию: Renault все-таки участвует в допэмиссии «АвтоВАЗа». Инвестиции отражены в финансовой отчетности французской компании. Очередной год подходит к завершению, пора закрывать баланс, а акции «АвтоВАЗа» падают все ниже и ниже. Естественно, акционеры Renault спросят Карлоса Гона: а зачем вы вложили средства в эту Россию? Партнеру необходимо помочь, чтобы он этих вопросов избежал: например, подтолкнуть бумаги «АвтоВАЗа» вверх на 20 – 30%. Тогда французы себе еще и бумажную прибыль «нарисуют» от переоценки стоимости активов.