Французский режиссер Жак Одиар на премьере своего фильма "Эмилия Перес" в Боготе

Французский режиссер Жак Одиар на премьере своего фильма "Эмилия Перес" в Боготе

Raul ARBOLEDA / AFP/ Scanpix

Сорокалетняя Рита (Зои Салдана) — успешная, но вконец одинокая адвокатка. Она один за другим выигрывает судебные процессы, но за некоторые ее мучает стыд: профессиональный талант часто помогает остаться на свободе тем, чье место определенно за решеткой. Но вот к ней обращается брутальный мафиози Манитас, известный своей привычкой закатывать неугодных людей в асфальт. Манитас делает Рите предложение, от которого глупо отказываться, да и за отказ она может пополнить армию закатанных. К тому же предложение настолько необычно, что в юристке просыпается азартный интерес. Манитас хочет осуществить свою давнюю мечту — стать наконец женщиной. Оказывается, этот жуткий гангстер-убийца с детства чувствовал себя в чужом мужском теле. Пора положить этому конец, и Манитас обещает Рите баснословный гонорар, чтобы та нашла лучшего в мире хирурга, который исправит ошибку природы. Рита идеально выполняет задание.

Действие фильма начинается с середины истории. На великосветском рауте уже подзабывшая о странном приключении Рита знакомится с дородной красавицей Эмилией Перес (Карла София Гаскон), известной богатой благотворительницей. Та вводит адвокатку в ступор, шепнув ей на ушко, что она, Эмилия, — тот самый Манитас. Теперь у него новая затея, в которой Рита должна принять самое активное участие. У Манитаса осталась любимая жена Джесси (Селена Гомес) и двое обожаемых детишек. Джесси без устали искала пропавшего мужа, детишки за четыре года изрядно повзрослели, а Эмилия/Манитас все это время мается от тоски по семье. И в ее/его искушенный интригами мозг приходит сумасшедшая мысль: Рита должна перевезти Джесси с детьми в Швейцарию, где живет тетя Эмилия, внезапно проклюнувшаяся сестра Манитаса, — якобы оставаться в Мексике семье мафиози небезопасно. В Эмилии Манитаса узнать по законам жанра невозможно, и существование Джесси под одной крышей с неопознанным мужем регулярно выстреливает умопомрачительно несуразными событиями. Ради тех, кто еще не видел, — промолчим о них.

Первая реакция зрителей на Каннском фестивале: «Да это не Одиар!» И то правда: для 72-летнего Жака Одиара чумовой мюзикл (да-да, герои время от времени ни к селу ни к городу принимаются петь и даже плясать) — это то, чего от него меньше всего можно было ожидать, несмотря на его известную смелость по части освоения новых художественных территорий. Он бодро и успешно перескакивал от жанра к жанру — то тяжелая криминальная драма «Пророк», то мелодрама «Ржавчина и кость», то внезапный вестерн «Братья Систерс», то ужасающе брутальный «Дипан», за который Одиар получил в Каннах-2015 «Золотую пальмовую ветвь». Не каждый режиссер даже самого высокого уровня с такой легкостью (не всегда, впрочем, успешно) порхает по жанрам. Но «Эмилия Перес» для Одиара — буквально выход в другую Вселенную. Привычный, довольно-таки тяжеловесный стиль в «Эмилии Перес» вдребезги разбивается о неожиданно проснувшуюся в немолодом режиссере тягу к юмору на грани абсурда и совершенно альмодоварскому горячему мелодраматизму. К тому же «Эмилия Перес» снята на испанском языке с мелкими английскими вкраплениями, что для Одиара — еще один вызов.

Как ни пересказывай сюжет — из каждого слова лезет ощущение банальной дурной мелодрамы. Словно мексиканская мыльная опера со всеми ее составляющими добралась до одийяровских мозгов и заставила их поддаться самым низменным желаниям публики. Но жанр — ничто, если он наполнен настоящими кинематографическими изысками, отменной актерской игрой и держится на смыслах, а не на стремлении потрафить вкусам невзыскательной публики.