Брюссель, 20 марта 2025 года. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо обнимает своего единомышленника - премьер-министра Венгрии Виктора Орбана

Брюссель, 20 марта 2025 года. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо обнимает своего единомышленника - премьер-министра Венгрии Виктора Орбана

AP Photo/Omar Havana/ Scanpix

На днях венгерский премьер Виктор Орбан разразился в сети X целым пакетом требований к Евросоюзу. В их число входят: ограничение въезда мигрантов в ЕС и высылка нелегалов; создание «Европы наций»; восстановление «незаконно отнятых» у (европейских) государств компетенций; национальный суверенитет и сильное право вето для национальных правительств; запрет на «противоестественное перевоспитание наших детей»; защита христианского наследия Европы.

Ну, и естественно, «(Евро)союз, но без Украины». Как без этого?

Российские СМИ естественно тут же опубликовали манифест своего союзника. Кто — просто перечислив по пунктам все 12 требований Орбана, а кто-то — смакуя и толкуя каждое предложение, особенно попахивающее «скрепами».

Европейцы же о смысле некоторых требований Орбана могут только догадываться, да и то весьма смутно.

Например, что значит «запрет на «противоестественное перевоспитание наших детей»? Может, для начала выясним, что такое «естественное воспитание»? Патриархат с поркой и беспрекословным подчинением всех членов семьи отцу? Никакой толерантности? Одна ненависть?

«Защита христианского наследия Европы»? А разве в Европе кто-то уничтожает памятники христианского наследия? Нет, оберегают. Тогда что же означает это требование? Простую вещь:клерикализацию образования, провозглашение христианства снова государственной религией и как естественное следствие этого — гонения на другие конфессии.

Требование «Европы наций», в свою очередь, на деле означает призыв к разрушению ЕС и возвращению национальных государств, замкнутых в своих границах. А значит снова отстаивание «национальных интересов», которое всегда означало, что твое государство лучше, чем соседние, игры с лозунгами «восстановления исторической справедливости», то есть возврат к границам эпохи царя Гороха, идеи реванша и неизбежно следующие за ними войны.

А что такое в контексте ЕС «национальный суверенитет и сильное право вето для национальных правительств»?

Орбан как истинный крайне-правый часто проявляет себя популистом и демагогом, а то и просто откровенным лжецом. Ведь «сильное право вето для национальных правительств» в ЕС и так имеется. Пожалуй, даже слишком сильное для союза государств, объединенного общими целями и ценностями.