В последнее время слово «нарциссизм» особенно на слуху — как это время от времени случается с тем или иным термином из психологии и психиатрии. В подобных случаях границы явления нередко начинают размываться. Кого называют нарциссами на самом деле и почему не каждый склонный к самолюбованию человек заслуживает сравнения с античным юношей, который не сумел оторваться от своего отражения?

Актуальные исследования подчеркивают: разница — в масштабах разрыва между восприятием и действительностью.

Грани нарциссизма: от любви к себе до патологии

В современной психологии принято рассматривать нарциссизм в нескольких аспектах. Во-первых, это понятие применяется для описания черт личности, вырастающих из чрезмерно завышенной самооценки. Она получила собственное название «грандиозность» (grandiosity) и подразумевает непомерно высокое мнение о своих талантах, заслугах и значимости — вплоть до самолюбования и самовлюбленности.

В случае сильно выраженного проявления этих черт говорят о нарциссической акцентуации. Это состояние находится еще в пределах клинической нормы, а за ее границами начинается следующая стадия — нарциссическое расстройство личности. При таком состоянии паттерн грандиозности, потребность в восхищении и отсутствие эмпатии приобретают всепроникающий характер.

В своем труде 1914 года «Введение в нарциссизм» Зигмунд Фрейд отметил, что определенная доля нарциссичности не только присуща каждому, но и важна для нормального формирования личности на ранних стадиях. Развивая эту мысль, Отто Кернберг выделил три типа нарциссизма: нормальный инфантильный, нормальный зрелый и патологический.

Современный подход к феномену продолжает изучение его сложной и неоднозначной природы, не ограничиваясь критикой и признавая универсальный характер базовых нарциссических черт: большинству людей в той или иной мере свойственно их проявление.