Говорят, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев скромно признал, что акционеры «большой тройки» так называемых федеральных сотовых операторов пока не готовы делиться пакетами своих акций с государственным телекоммуникационным холдингом «Связьинвест». «Связьинвест», которому новой стратегией повелели стать «национальным чемпионом» во всех видах связи, обнаружил, что сделать это «по щучьему велению» не получается. В лидеры мобильного рынка страны его пускать не хотят. На самом деле, что здесь удивляет более всего, так это не неудача в переговорах с «большой тройкой» (а почему они, упорно завоёвывавшие рынок более 15 лет, должны вдруг пускать в свой «клуб» нового конкурента?), а интонация, с которым об этом ведёт речь руководство отрасли. Я бы назвал её «интеллигентной», что уж чересчур бросается в глаза на фоне событий в других отраслях, да и в отрасли связи «прежнего созыва». Я уж не буду здесь ссылаться на опыт отечественного нефтегазового хозяйства, особенно крайних пяти лет, но и про телекоммуникационный сектор времён руководства им Леонида Дододжоновича, есть что вспомнить. По-моему, притчей во языцех стала история, как заседание коллегии Минкомсвязи начиналось с большой нарисованной цифры «50» и пояснением, что это – операционная рентабельность МТС и «ВымпелКома», которую нужно чуть ли не «поделить по-братски». И вот теперь высказанное лично министром «договориться не удается». Причем звучит это даже в какой-то степени позитивно для работающих в отрасли компаний и для инвесторов. Звучит как сигнал, что государство не собирается, реорганизовывая «Связьинвест», использовать административные рычаги, а собирается действовать исключительно в рамках рыночной философии. С точки зрения бизнеса это, можно сказать, елей в уши, вот только не сорвались бы, «как всегда». А то почти риторический вопрос, насколько госструктуры, за многие годы сильно избалованные административным ресурсом, умеют действовать по-рыночному, все же не дает покоя. Как будто чувствуя это, ряд высокопоставленных чиновников и менеджеров отрасли связи продолжают говорить, что вариант консолидации с кем-то из «большой тройки» окончательно не отброшен. И надо признать, для этого есть основания. Пожалуй, лишь в отношении МТС я спокоен: целый поток совместных проектов АФК «Системы» с тем или иным участием государства за прошедшие несколько месяцев (и договоренность об обмене телекоммуникационными активами, и предполагаемая продажа миноритарного пакета в индийской «дочке», и проекты в микроэлектронике и биотехнологиях, да и прибранный в надёжные руки БашТЭК сюда же) вырисовывают у холдинга административный ресурс какого-то нереального масштаба. Что касается «ВымпелКома», то возможность появления в его капитале государства я уже описывал в прошлый раз. В случае же «Мегафона» все может оказаться ещё проще, если помнить про долги «Альфы» государству и наличие у группы 25,1% акций оператора. Вполне может возникнуть ненавязчивый вопрос «Зачем вам столько активов в одном секторе при таких долгах?» Но подумаем всё же о «плане «Б», названном в стратегии гораздо менее привлекательным, чем альянс с кем-то из операторов «большой тройки» – стать четвертым федеральным оператором. Самое интересное, что полдела в этом направлении сделано и без всяких стратегий и реорганизаций «Связьинвеста». Поясню. Лидеры российского сотового рынка (по абонентской базе) на 1 сентября: МТС – 68,26 млн чел., «ВымпелКом» – 50,87 млн чел., «Мегафон» – 47,30 млн чел., Tele2 – 12,75 млн чел. Теперь посчитаем базу «дочек» Связьинвеста: «Уралсвязьинформ» (практически весь мобильный бизнес уже консолидирован в головной компании) – 5,80 млн чел., «Сибирьтелеком» (предоставляет эти услуги, главным образом, через дочерние «Енисейтелеком» и «Байкалвестком») – 5,33 млн чел., «Волгателеком» (сотовые активы консолидированы в «дочке» НСС) – 2,72 млн чел. В сумме получаем, что на госхолдинг приходится, как минимум, 13,85 млн чел. Сравниваем это с цифрами Tele2 и видим: «Связьинвест» – ужечетвертый! Добавим сюда 1,1 млн чел. от «Скай Линка», что может перейти к компании в рамках обмена активами государства и АФК «Система», а возможная покупка СМАРТСа с его 3,5 млн чел. закрепит (если состоится, хотя и не критична) «Связьинвест» на 4-ой позиции – никто не догонит, с учетом уровня проникновения сотовой связи в стране. Так что с «местом под солнцем» у «Связьинвеста» всё в порядке, а вот с «федеральностью» – похуже. Серьезно холдинг присутствует на мобильном рынке только трёх федеральных округов. Да, это 47,3% площади страны и 43,7% населения в зоне покрытия, но для «федерального» оператора – маловато, а для государственного – просто несолидно. Но здесь-то большой простор для мягкого применения административного ресурса: кто же мешает объявить конкурсы на новые лицензии в нужных регионах, получить которые у «Связьинвеста» будет много шансов, учитывая имеющуюся инфраструктуру. Это даже удобнее и дешевле, чем покупать региональных игроков, тем более что интересных активов для покупки осталось совсем мало. Вопрос возникнет дальше в маркетинговой стратегии. Вряд ли госоператор выберет путь нишевого игрока (как Tele2, предлагающая сразу самый низкий тариф), но, полагаю, за место не ниже четвертого «Связьинвест» сможет бороться в любом регионе. Однако ещё одним стратегически и политически важным вопросом – вопросом, если хотите, престижа будет присутствие мобильных услуг «Связьинвеста» на рынке Москвы. «Проблема Москвы», почти непокрытой услугами «дочек» - одна из главных «дыр» в фиксированной связи «Связьинвеста», что уж говорить о сотовой. Правда, с приходом в руки холдинга «Скай Линка» уже появляется определённая «стартовая площадка». Каким образом «Связьинвесту» отвоевать себе приличный кусок на таком привлекательном рынке? Можно, конечно, опять рассуждать об административном ресурсе: например, объявить конкурсы на предоставление сотовых услуг всем госведомствам, победа в которых достанется сотовому оператору «Связьинвеста». Но можно и попробовать смотреть в технологическое будущее отрасли, не зацикливаясь на GSM, а консолидируя более универсальные активы беспроводных телекоммуникаций, сразу предоставляющие возможность оказания услуг и голосовой связи, и передачи данных (те же проекты Wi-MAX). В общем, вариантов немало. Посмотрим, что выберет государство.
«Связьинвест» уже четвертый
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
«Проблема Москвы» – одна из главных «дыр» в «Связьинвесте», но с приходом в руки холдинга «Скай Линка» появляется определённая стартовая площадка для завоевания столицы
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...