К 2025 году разговоры о том, что делать дальше, в первую очередь эмигрантам последней волны, не перестали быть актуальными, хоть окончательно зашли в тупик. Композитор Сергей Невский, перебравшийся в Германию задолго до 2022 года, ни в коем случае не дает советов, а просто пытается найти в прошлом конструктивные примеры жизненной стратегии в изгнании.
Не так давно замечательная писательница и эссеистка Мария Степанова спросила меня в частной беседе: «Как писать книги, если знаешь, что на дворе 1939 год?» Вопрос этот, видимо, стоял и перед героиней последнего романа Степановой «Фокус», альтер эго писательницы, которая внезапно осознает невозможность работать с языком перед лицом преступлений, совершенных его носителями, и пытается выскользнуть из своей биографии, как актер из надоевшего амплуа. Фраза Степановой показалась мне тогда свидетельством недосягаемого благополучия. Дело в том, что последние пять лет не были особенно благосклонны к работникам перформативных искусств: общий эффект пандемии, войны, одновременного сокращения расходов на культуру и наступления искусственного интеллекта сделали переживших все эти катаклизмы артистов решительными людьми. Любая излишняя рефлексия отправляла рефлексирующего в лучшем случае на кушетку психоаналитика, а в худшем — на социальное дно, что, в общем, и произошло с героиней книги Степановой, променявшей выступление на конференции в Дании на ангажемент в странствующем цирке (который ее в итоге не дождался). С другой стороны, эмпатия и рефлексия — часть писательского ремесла, и их нельзя просто отключить ради самосохранения, нужен баланс. Поэтому вопрос, как писать в условном 1939 году, не риторический, он требует ответа. И для того, чтобы не потеряться в мрачных исторических обстоятельствах, можно обратиться к примерам из прошлого.
Браво, браво!. Кстати, вспомнилась статья Irina Antanasijevic " Русская эмиграция на Балканах: проблема понимания..." о первой волне русской эмиграции в Белграде. Она рассказывает о сатирическом журнале "Бух". Те же вечные проблемы сто лет назад .И оттуда смешная частушка : "Балалайка три струны, водка, тройка и блины… Не кичись, Европа-дура, есть у нас своя культура, Русский дом, блины с икрой, Достоевский и Толстой!"
Умный и трезвый текст. Хорошая аналитика в маске эссеистики.
А вот ещё весёлое упражнение: взять посвящение, написанное И.С.Бахом маркграфу Бранденбурга, и представить, что эти слова произносит современный российский композитор в адрес... ну, например, генерала Суровикина. Можно не сомневаться, что его репутация будет похоронена в тот же день, с красивой надписью «клоун у пи..расов» на надгробии. Это к вопросу о том, насколько условны исторические параллели: в роли цирка сегодня, вообще говоря, тикток и онлифэнс; сколько-нибудь серьёзным художникам там ну совсем делать нечего.
Как представитель прошлого заезда (90-е) и прошедшая схожий (но в другие времена) путь раньше - очень интересно. Только одно уточнение из сложной немецкой бюрократической действительности, которая не всегда понятна: "Да у вас в Москве сервис строится на рабстве!» — кричали старые эмигранты новым, как будто никогда не видели на улицах Берлина беженцев из Бангладеш, работающих курьерами доставки или продающих цветы дюжинами." Молодые люди на велосипедах очень индусского вида - студенты. Они приехали учится по студенческой визе, которая дает право на ограниченное число часов работы, а стипендию не дает, а вот социальные пособия наоборот исключает. Поэтому они и работают. Образование в Индии - платное, а европейские дипломы там прекрасно котируются, поэтому им выгодно учиться в Германии. Потом они либо остаются работать, либо возвращаются домой с престижным дипломом (кстати, им тоже тяжело приходится, многие психологически не выдерживают и возвращаются просто так). Дюжины цветов продают вьетнамцы - гроза немецкий цветочниц (флористок, разумеется. ))) Они на пособие не живут, работают большими семьями, на переработки внимания на обращают, поэтому цены у них более привлекательны, чем в немецких магазинах.
Блестяще написанное эссе, спасибо автору )
Не надо никуда записываться, Сергей! Мы уже в нем. И помощники уже расставили на арене барьеры, а кое-где даже и подмели солому. 🤭