В XX веке возникло множество независимых государств, и во многих из них появились свои мученики — те, кто заплатил за независимость территории своей жизнью. «Мученик» — это официальный термин. Во многих странах даже есть специальный День мученика, когда принято вспоминать жертв репрессий, войн и гонений. Религиовед Алексей Зыгмонт рассказывает, кто такие современные мученики и как в разных странах выстраивается культ вокруг них.

«Короткий XX век» был эпохой распада империй и самых кровопролитных войн в истории человечества, а также окончательного становления и затем — краха колониальной системы. Все это вызвало к жизни десятки новых наций-государств, и многие из них обрели символический фундамент в океанах пролитой крови — в образах национальных мучеников, «умерших за Отечество». Сам этот феномен был к тому времени известен уже давно, но если в XVIII-XIX веках количество этих культов можно было пересчитать по пальцам (Франция, США, Ирландия), то в ушедшем столетии они появлялись десятками — и по известным причинам везде, кроме «метропольной» Европы — в Азии, Африке, на Ближнем Востоке.

Важным и, безусловно, самым удобным маркером, позволяющим отслеживать эти культы по всей земле, является наличие в той или иной стране праздника под названием День мучеников.

Сегодня он отмечается приблизительно в 40 державах по всему миру, и это количество медленно, но все-таки продолжает расти. Речь при этом идет не о каких-то «пустышках» вроде Дня бухгалтера, а о национальных или общественных праздниках, сопоставимых по значимости с Днями независимости и сопряженных с полнокровным гражданским культом. В нескольких случаях «особая роль» мучеников в национальной памяти даже зафиксирована в Конституции (в алжирской, особенно 1963 и 1989 годов, и малийской) и национальных гимнах (в том же Алжире, Турции и Южном Судане). Мученики по-прежнему имеют огромное значение для внутренней политики этих стран, а порой выводятся и на международную арену.