Крепость Осовец
Ровно 110 лет назад, в разгар Первой мировой войны, произошло важное сражение. Немецкие войска применили против русской крепости Осовец смертоносный газ, а затем пошли в штурм. Но вместо легкой победы их контратаковали отравленные, кашляющие кровью солдаты, словно восставшие из могилы. Враг был отброшен. Этот эпизод, известный как «атака мертвецов», стал одним из самых мифологизированных подвигов русской армии. Но что скрывается за героической легендой? Архивные документы раскрывают правду: от строительства «русского островка» на имперской окраине до реальных боев, где героизм был не в ярких атаках, а в упорной, повседневной обороне.
Первая мировая война и мифология
Российским историкам Первой мировой войны повезло: ни советское, ни современное российское государство не испытывало большой нужды в героической мифологизации боевых действий, а потому писать о них можно было почти что свободно, с оглядкой разве что на общие идеологические тенденции. В советское время это вело к недооценке усилий русской армии, ну а после 1991 года маятник качнулся в другую сторону.
Академическая историография (что в советское время, что сейчас) в целом рассматривает Первую мировую как тотальный конфликт, который обострил внутренние противоречия и способствовал масштабному кризису, приведшему к революции и последующему распаду имперского государства. Однако для ностальгирующей российской «национал-патриотической» общественности, живущей розовым мифом о «России-которую-мы-потеряли», ситуация выглядит иначе: Россия развивалась нормальным путем, несмотря на многочисленные проблемы, в целом она достойно справилась с вызовом мировой войны и выиграла бы ее, если бы не революционеры или «либералы-предатели».