Рассуждать о перспективах, направлениях и сценариях развития любого сегмента высоких технологий, в том числе сотовой связи, можно увлекательно и бесконечно. Ибо вариантов нарисуется масса, а какой из них верный – всё на уровне гипотез, смакуй, какая тебе нравится, пусть даже до их реализации ещё пять лет, трое выборов и два кризиса. Это в чём-то сродни обсуждениям шансов нашей футбольной сборной на чемпионате мира, куда она ещё не попала. Усложним задачу, ограничив себя временным горизонтом в один год, и… станет скучно. Может ли что-то кардинально измениться за год, даже если кризис, действительно, окажется позади? Конечно, регулирующие органы всегда могут провернуть что-нибудь необычное, влияющее на перераспределение сил в секторе, особенно если это понадобится в свете реорганизации «Связьинвеста» (придумали же несколько лет назад внутризоновую связь). Но прогнозируемость здесь, пожалуй, ещё меньше, чем в случае футбола. Продолжая аналогию, в футболе у нас есть Хиддинк – надежда, опора и гарант, если хотите, а вот в телекоммуникационной отрасли того и гляди нарвешься на судью Крондла, не назначающего очевидный пенальти (читай: «не делающего что-нибудь нужное»), или на судью Полла, назначающего пенальти, которого не было (читай: «делающего что-нибудь ненужное»). Так что отгородим себя от подобных гаданий и поразмыслим об уже ощутимых вещах. Беспроводной интернет – это, пожалуй, первая тема, всплывающая в голове при попытке взглянуть на российскую сотовую связь 2010 года. Как раз в нынешних условиях, когда не приходится ожидать на рынке технологических прорывов, этот аспект может стать одним из самых актуальных. Во-первых, ставку на него собирались делать все ведущие мобильные операторы, причём давно. И МТС ещё при Меламеде, и «Вымпелком» ещё при Изосимове. Нынче, когда «Вымпелком» прирос «ГолденТелекомом» с «Корбиной», а МТС – «Комстаром» с МГТС (и «Стримом», соответственно), – что называется, сам бог велел. Во-вторых, беспроводной интернет уже есть, то есть наличествует услуга, имеются пользователи, суперпрорывов не требуется, – просто развитие технологий может сделать его удобнее, доступнее, а потому – распространённее. Итак, нацеленность сотовых компаний на данный сегмент очевидна. Конвергенция услуг голосовой связи, передачи данных и далее (в соответствии с развитием технологий) – общемировая тенденция. И хотя пока не у всех есть ясность, какое технологическое решение окажется доминирующим (кто-то развивает Wi-MAX, кто-то опирается на LTE), мобильные операторы не могут позволить себе не закрепляться на этом рынке, они не должны его прозевать. С какими ограничениями может столкнуться это направление сотового бизнеса? Я бы отметил два момента. Первый – инертность потребителей. Людей, в той или иной степени пользующихся мобильным интернетом, уже немало, но привычки пользоваться данной услугой у большей части абонентской базы пока нет. Голосовую связь освоили, набор и отсылка СМС уже иногда напоминает ритуал вроде перебирания чёток, а вот ММС толком не пошли – услуга широко доступна, большинство телефонов её поддерживают, а повсеместной не стала. Сложность еще в том, что потенциально наиболее активные пользователи мобильного интернета находятся в Москве, а здесь сотовые компании смогут «развернуться» едва ли не в последнюю очередь – договорённость со всеми заинтересованными сторонами о запуске тестовых сетей на частотах 3G достигнута совсем недавно. А будет ли успех в регионах, где сети 3G полноценно функционируют, зависит от конкурентных позиций этой услуги в отдельно взятом субъекте. И здесь мы подходим ко второму моменту – технологически-конкурентному. Теоретически, сотовые операторы начинают играть на поле фиксированных интернет-провайдеров. Скорости мобильного интернета пока недостаточно высоки, а вот дать однозначную характеристику ценам сложно. Во многих регионах, где положение «дочек» «Связьинвеста» близко к монопольному, что выражается в высокой стоимости ШПД, предложения мобильных компаний могут оказаться вполне конкурентоспособными. Уже сейчас те пользователи, кому не нужна перекачка данных на сотни мегабайт и просмотр видео в интернете, не исключено, предпочтут беспроводной интернет. А уж если сотовые операторы «заморочатся» по примеру «Скай Линка» USB-модемами, и абоненты смогут выходить в сеть не только с телефона… А уж какой кусок можно будет оторвать у негибких «дочек» «Связьинвеста», если в регионах начнётся либерализация рынка… Впрочем, мы опять предались фантазиям. Ограничусь тем, что замечу: Москва в этом смысле и неинтересна пока мобильным компаниям, а потому сильно переживать о задержке своего выхода на столичный рынок им нет смысла. Здесь и скорости у них пока не те, и цены. Но всё же нельзя говорить, что услуга не востребована. Привычка проверять почту, общаться в социальных сетях и мессенджерах, узнавать новости, уточнять погоду и «пробки» на ходу, на улице или в метро, я думаю, будет у пользователей накапливаться. И беспроводной интернет тут будет кстати. Ну, а уж шерстить торренты, качать-смотреть фильмы, играть онлайн можно пока и дома. Здесь, кстати, может сложиться интересная ситуация. Кругом распространены безлимитные или квазибезлимитные (с потолком по объёму данных) тарифы. То есть для операторов и провайдеров перестаёт быть важным трафик – они, как минимум, получают фиксированную ежемесячную плату. И вот мобильные компании за счёт своих услуг, как я описал выше, уводят часть «лёгкого» трафика у фиксированных операторов. Лёгкий-то он лёгкий, но когда счёт абонентов на миллионы, вполне весом. Трафик перераспределяется, а абонентская база – нет. Сотовые компании добрались до клиентов интернет-провайдеров и взяли на себя ту нагрузку, которую могут. А у интернет-провайдеров доходы не уменьшились, число абонентов тоже, а нагрузка на сеть сократилась. Это если абоненты сделали в интернете до прихода домой всё, что обычно откладывали «на вечер». Если же для пользователей мобильный интернет стал дополнительным выходом в Сеть, а не замещающим часть прежнего, то для интернет-провайдеров не изменится вообще ничего. Вот вам и конкуренция. А всё потому, что другая скорость – это уже другой рынок. Ну, а что же с голосовой связью в следующем году? «Почта, телефон, телеграф…» – это когда у нас было сказано? Почта и телеграф актуальность частично потеряли, а вот без телефона и 90 с лишним лет спустя – никуда… Иногда задумываешься (особенно ожидая посреди ночи задержанный рейс в аэропорту и сообщая о нём ждущим тебя за три тысячи километров): «И как мы без мобильных жили?» А ведь это ещё лет шесть – семь назад было (сужу по своему кругу общения). Мобильные операторы активно предлагают безлимитные тарифы, что, по их словам, иллюстрирует насыщение спроса на трафик. Здесь неправильно говорить, что люди перестали считать, сколько они тратят на связь, просто у части абонентов сформировался физический предел используемого трафика. Сколько ни понижай тарифы, больше говорить не будут – ну, не с кем уже. Конечно, это не относится ко всей абонентской базе: многие продолжают экономить на связи, и для них уровень цен остается важным. Но сегменту пользователей, для которых сотовая связь – это то, что всегда под рукой, и которые себя сильно не ограничивают, операторы хотят предложить безлимитные тарифы. В общем, логично, непонятно только, какая часть таких абонентов на них перейдет. Поясню на своём примере. Примерно уже зная свои потребности в связи, пополняю счёт пару раз в три месяца тысячей – полутора рублей (в зависимости от того, планируются ли поездки и нахождение в роуминге) и ни о чём не думаю. В случае же нынешних безлимитных предложений мне, во-первых, придётся платить больше, во-вторых, ещё и каждый месяц нужно помнить о пополнении счёта. Догадайтесь, есть ли мне смысл переходить на них? Для меня и мой нынешний тариф – вполне себе безлимитный. Кстати, операторы, задумавшись об абонентах, не считающих расходы на связь, пока не могут добраться до еще одной категории абонентов – не следящих за тарифами. Ну, то есть поинтересоваться новыми тарифами всегда можно, но их смена незначима для бюджета. Я вот свой не менял с 2001 года, как купил сотовый телефон. И что прикажете сотовым компаниям со мной делать?