Рабочий вытирает скульптуру собаки возле строящегося бутика модной одежды в популярном торговом центре Пекина.
AP/Scanpix
Кажется, что люди перестали интересоваться товарами класса люкс. Добавляют проблем общая макроэкономическая нестабильность, валютные колебания и торговая война Дональда Трампа. Модные дома уже объявляют об открытии фабрик в США. Мировой рынок предметов роскоши сталкивается с самыми масштабными потрясениями за последние 15 лет — в том числе из-за социальных изменений и экономических вызовов, сообщают аналитики международной консалтинговой компании Bain & Company.
В 2024 году общие расходы на предметы роскоши в мире составили €1,48 трлн. Это на 1–3% меньше по сравнению с 2023 годом. Люди все чаще отказываются от покупок необязательных товаров в эпоху макроэкономической неопределенности. За последние два года число покупателей в сегменте товаров класса люкс, особенно за счет молодежи — так называемого поколения Z, которое в принципе равнодушней к брендам, чем их родители, сократилось почти на 50 млн человек.
По оценкам аналитиков, в 2024 году рост прибыли наблюдался лишь у трети люксовых брендов, производящих одежду, обувь, аксессуары. Тогда как в постпандемийные 2021–2022 годы модные дома показывали 95-процентную прибыль, а в 2023 году — 65-процентную. Временный взлет вскружил головы производителям — они легкомысленно подняли цены, не увидев за этим признаки возможного спада.