Визионеры всего мира — от Джеймса Кэмерона до Хидэо Кодзимы — признавались, что обожают «Сталкер» Андрея Тарковского. Картина является безусловной классикой и включена во многие списки лучших фильмов всех времен. Однако среди фанатов Стругацких «Сталкера» принято скорее ругать: они считают, что Тарковский «испортил» «Пикник на обочине».
Постоянные переписывания сценария (при участии авторов первоисточника) — не самое страшное, что произошло со «Сталкером». После первого блока съемок Тарковский объявил, что весь материал — сплошной брак, и обвинил в этом оператора Георгия Рерберга. Это беспрецедентный случай в мировом кино, когда фильм был снят заново — с новым оператором, почти полностью новой группой и, между прочим, по еще раз переписанному сценарию. Последний факт — аргумент в пользу теории о том, что, прикрываясь «браком», Тарковский переснял фильм, потому что был недоволен прежде всего собственным художественным результатом.
С разрешения издательства «Новое литературное обозрение» Republic-Weekly публикует фрагменты из книги режиссера Евгения Цымбала «Рождение "Сталкера"», в которой автор, бывший вторым режиссером на «Сталкере», скрупулезно описал историю создания фильма — от замысла до премьеры. В приведенных фрагментах Цымбал рассказывает, кого хотел сыграть в картине сам Тарковский и что делал на съемках «Сталкера» Аркадий Стругацкий.