Многие не воспринимают жанр фантастики всерьез. Как, впрочем, и любой другой жанр. Детективы, ужасы, комедии якобы существуют для развлечения, а для содержательного времяпрепровождения — авторское кино, психологические романы и так далее. Если в жанровом искусстве появляются большие художники, то про них говорят «вышли из жанра» — или, как в случае братьев Стругацких, «сделали из фантастики серьезную литературу». Литературный критик Никита Елисеев считает, что такой взгляд и на жанры, и на Стругацких — ложный. И вот почему.

Нильс Бор говаривал: «Если какое-то утверждение абсолютно не-истинно или абсолютно истинно, то оно прежде всего банально. Не стоит и опровергать…» Это для Дании. В России абсолютно ложные утверждения опровергать приходится (скажем, нельзя нападать на мирную страну, нельзя врать, нельзя убивать политических оппонентов и прочее) — впрочем, все равно не опровергнешь. Однако приступим: есть одна банальность по отношению к замечательным писателям братьям Стругацким, которая кажется банальностью, истинной, между тем она ложна, не-истинна.

Согласно этой банальности, Стругацкие из низшего жанра, из «развлекухи», из книг «для отвала башки» создали настоящую серьезную литературу. Так вот, это чушь.

Из того, что Борис Стругацкий не раз и не два повторял эту чушь и в интервью, и на семинарах, вовсе не следует, что она перестает быть чушью. Истина или чушь не зависят от уст ея рекущего.