Митинг ультраправых сил в Берлине, 22 марта 2025 года

Митинг ультраправых сил в Берлине, 22 марта 2025 года

Фото: Volodymyr Sindieiev / ANADOLU / Anadolu via AFP

Рост популярности правопопулистских движений в Европе и США — это следствие миграционной политики, считает американский журналист Брет Стивенс. «Постлиберальные правительства использовали неясные юридические механизмы или попросту игнорировали закон, чтобы попытаться провести социальную трансформацию без явного согласия общества», — пишет он в статье для The New York Times. Публикуем перевод текста Стивенса.

Прошло 10 лет с тех пор, как Ангела Меркель, занимая пост канцлера Германии, произнесла знаменитую фразу «Wir schaffen das» — «Мы справимся» — перед лицом кризиса массовой миграции, охватившего Европу. На днях газета The Wall Street Journal сообщила: «Впервые популистские или крайне правые партии лидируют в опросах в Великобритании, Франции и Германии». Подобные партии уже находятся у власти или в правительстве Венгрии, Италии, Нидерландов и Швеции, не говоря уже о Соединенных Штатах.

Сказать, что поворот Запада в антииммигрантскую правую сторону стал предсказуемым результатом катастрофического решения Меркель открыть границы Германии, не значит, что из этого нельзя извлечь уроки — в первую очередь для самой беспомощной из всех крупных политических партий мира сегодня, Демократической партии США.

Примерно 20 лет назад, а может быть, и раньше, у либеральной демократии появилось два сводных брата — постлиберальная демократия и предлиберальная демократия.