Михаил Крутихин
«Фейсбук»* Михаила Крутихина (*Meta – соцсеть, признанная экстремистской и запрещенная на территории РФ)
Судя по новостям последних недель, дела в российском нефтегазовом секторе идут хорошо. Так может показаться на первый взгляд. Договорились с китайцами о реализации проекта «Сила Сибири — 2», заговорили о возможном возвращении американцев в проект «Сахалин-1». С другой стороны, ВСУ удалось нанести серию ударов по НПЗ в РФ, что заставило некоторые медиа говорить о топливном кризисе. Как эти и другие события на самом деле влияют на отрасль? Republic обсудил это с аналитиком по нефтегазовому сектору Михаилом Крутихиным*.
— Помогите разобраться. С одной стороны, внешняя политика Кремля вроде бы наносит ущерб нефтегазовой отрасли последние три года — рубит сук, на котором сидит. С другой — появляются новости, которые можно истолковать как исправление ситуации. Например, Россия и Китай заключили меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2», поставки рассчитаны на 30 лет. Что думаете по этому поводу?
— Подписан меморандум. И когда Миллер говорит, что он обязывающий, то это вранье. В меморандумах не бывает оговорок за срыв договоренностей, кто за что должен отвечать. Такое бывает в соглашениях, контрактах и так далее. То есть не был подписан документ, который бы содержал коммерческие условия: цену, объемы, кто будет платить, схему финансирования, схему ответственности за срыв соглашения. На деле просто расписались во взаимной вежливости. Так что для китайцев пока никакого проекта нет. Поэтому в своей прессе они и молчат об этом меморандуме. Писать не о чем, потому что ни о чем не договорились.