Израильская ПВО отражает ракетные атаки Ирана в небе над Тель-Авивом, 16 июня 2025 года

Израильская ПВО отражает ракетные атаки Ирана в небе над Тель-Авивом, 16 июня 2025 года

Photo by SAEED QAQ / ANADOLU / Anadolu via AFP

Republic продолжает серию материалов о том, как чувствуют себя сейчас экономики воюющих стран. Мы пытаемся понять, какие именно факторы приводят к падению или росту экономических показателей воюющего государства, каковы наиболее реалистичные прогнозы и что можно сделать для восстановления и развития. Мы начали эту серию с анализа состояния украинской экономики. Вторая пострадавшая от большой затяжной войны экономика — израильская.

Марина Бердичевская разбирается, почему все не так, как кажется на первый взгляд, что помогает израильской экономике не рухнуть и с какой стати Евросоюз грозится выстрелить себе в ногу.

Экономисты даже не берутся отрицать, что в условиях самой продолжительной и дорогостоящей в истории независимого Израиля войны экономика этой страны демонстрирует поразительную устойчивость.

«Но как она может держаться на ногах, учитывая, что война уже обошлась стране в 200 миллиардов шекелей (около 60 млрд долларов), и еще сотни миллиардов в ближайшие годы будут направлены на увеличение оборонного бюджета и погашение долгов? Как это возможно, что шекель укрепляется, фондовый рынок после 7 октября 2023-го взлетел на десятки процентов, уровень безработицы низок, а государственные доходы растут намного быстрее, чем это предусматривали прогнозы?»задается вопросом экономистка, экспертка по банковскому делу и инвестициям Айелет Вермут Видаль.

Исключительная устойчивость

Действительно, к концу августа банкиры зафиксировали значительное укрепление шекеля по отношению не только к доллару, но и ко всем основным валютам. Так, доллар ослаб по отношению к шекелю на 2,1%, евро — на 2%, фунт стерлингов — на 0,6% и японская иена — на 2,8%. Однако этому способствовал целый ряд причин.