Мужчина использует гарнитуру виртуальной реальности (VR) перед граффити с изображением Дарта Мола, персонажа саги «Звездные войны»
Photo by OSCAR DEL POZO / AFP
Разум стал главным полем боя XXI века. Война больше не требует танков и артиллерии, достаточно алгоритмов, мемов и целенаправленных манипуляций. Россия и Китай используют когнитивные операции, чтобы разрушить рациональность и доверие, а Запад пока остается в глухой обороне. Ставки в этой битве за умы высоки, она сопоставима с ядерным оружием, только мишенью стали не все сразу, а каждый в отдельности.
Когнитивная война — это некинетическая стратегия, нацеленная на человеческий разум для манипулирования восприятием, убеждениями и решениями, и она позволяет победить врага без боя. Используя дезинформацию, искусственный интеллект, кибероперации и психологические атаки, она направлена на разрушение рационального мышления, внесение сумятицы в ряды противника и достижение стратегических целей без физического конфликта, как это было продемонстрировано в «гибридных» кампаниях России в Европе, США и в странах бывшего СССР и в операциях Китая по глобальному влиянию.
Первый фронт конфликта
Управление информацией уже явно соперничает с привычным оружием, когнитивная же война стала ключевым направлением глобальной борьбы за власть. В докладе Института Синьхуа «Колонизация разума: средства, корни и глобальные опасности когнитивной войны США» Запад обвиняется в ведении идеологической войны посредством цифровых платформ, искусственного интеллекта и культурного экспорта с целью установления глобальной гегемонии. Однако этот китайский нарратив отражает тактику, применяемую как Китаем, так и Россией, раскрывая более масштабную борьбу за формирование восприятия и контроль над сознанием, ведь всегда, когда автократы обвиняют в чем-то Запад, это означает, что они сами так действуют, и такова привычка, доставшаяся России и Китаю от Сталина и Мао.