Самое обсуждаемое медиасобытие сентября — интервью Екатерины Гордеевой* с Аллой Пугачевой. Его обсуждают все: одни восхищаются артисткой, «заговорившей» впервые после вторжения в Украину, другие осуждают ее за «непатриотическую позицию», третьи считают, что она сказала недостаточно или вообще не то. Писатель Дмитрий Быков* дистанцируется от всех этих групп. Он размышляет о феномене «кумира» в российском обществе, о природе поклонения идолам и их низвержения. И вот к каким выводам он приходит.
Интервью Екатерины Гордеевой с Аллой Пугачевой наводит на любопытные социально-психологические размышления, но не о Пугачевой и не о Гордеевой, а о доминирующей российской эмоции, которую население обожает и стремится обеспечить себе при первой возможности. Речь пойдет об одной из граней ресентимента, а именно о наслаждении, которое испытывает масса российских обывателей при низвержении кумира.

Кадр: Скажи Гордеевой / YouTube
Этот процесс имеет две стадии: сначала кумира с постыдным и мазохистским раболепием творят, венчают на царство, демонстрируют всяческое самоуничижение; потом, когда кумир по наивности поверит или по незаменимости согласится на роль всенародного идола, его с гиканьем и улюлюканьем сбрасывают с постамента.
Разрушение памятников вообще развлечение довольно низкопробное, а главное — бессмысленное, и жаль, когда им занимаются в здоровых социумах.