Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза

Философ XVII века Бенедикт (Барух) Спиноза стал жертвой «культуры отмены» задолго до появления интернета. При жизни его взгляды и труды отвергли и религиозные, и гражданские власти. Но он не впадал в отчаяние, а разработал собственную философию управления эмоциями. Писатель, профессор Гарвардской школы бизнеса Артур Брукс в статье для The Atlantic рассказывает, как Спиноза использовал разум, чтобы одолеть своих недоброжелателей. Публикуем перевод этой статьи.

Представьте, что вы посвятили себя тому, чтобы помочь людям немного иначе взглянуть на жизнь, чтобы они стали счастливее и жили лучше. Вы вложили в это всю душу, пожертвовали многим. Но вместо признательности окружающих вы получили обратное: все говорят, что ваши идеи — мусор, а вы сами — никчемный человек, раз предлагаете их. Несомненно, это вызвало бы у вас горечь и уныние.

Именно в такой ситуации оказался в XVII веке португальский еврейский философ Барух Спиноза: он стремился сделать мир счастливее и гармоничнее, утверждая, что Бог находится повсюду и что люди едины с ним. Но самого Спинозу, по словам его биографа Бертрана Рассела, «считали при жизни и еще столетие после смерти человеком ужасающей порочности». За свои труды он был отвергнут собственной еврейской общиной в Амстердаме за то, что подвергал сомнению буквальную истину Библии; христианские лидеры презирали его за отрицание личностной, интервенционистской природы Божества; и был осужден гражданско-религиозными властями как угроза общественной стабильности. Говоря современным языком, Спинозу отменили.

Эта отмена не ударила по нему материально, ведь он хорошо зарабатывал не как философ, а как мастер по изготовлению линз, микроскопов и телескопов. И все же отвержение плодов всей его жизни не могло не причинить ему боли.

Несмотря на все эти отказы, Спиноза использовал свое философское понимание, чтобы научиться управлять эмоциями и не поддаваться унынию. За столетия до появления современной нейронауки он интуитивно осознал взаимосвязь между эмоциями и разумом в человеческом мозге и научился сохранять самообладание, несмотря на осуждение и презрение. Любой человек сегодня, кто сталкивается с гневом культуры отмены за попытку сказать правду, может извлечь огромную пользу из его подхода.