Аральское море

Аральское море

Даниил Колодин / ТАСС

Даже те, кто не верит в глобальное потепление, признают, что с угрозой недостатка воды в XXI веке человечество столкнется неизбежно. Помимо климатических изменений, у дефицита пресной воды множество других причин, но все они упираются в человеческую жизнедеятельность. Уже сейчас доступ к воде становится причиной дипломатических конфликтов, не за горами и военные. О главной экологической проблеме века рассказывает Анастасия Приказчикова.

В конце августа на севере Ирака археологи обнаружили около 40 могил возрастом более 2300 лет. Добраться до них удалось, потому что уровень воды в крупнейшем водохранилище страны снизился до минимального. Для Ирака 2025 год стал одним из самых засушливых с 1933 года. Запасы воды в стране сократились до 8% от полной емкости, из-за чего тысячам семей из областей в южной части Евфрата пришлось покинуть свои дома, а министр водных ресурсов страны даже объявил о пересмотре осенних сельскохозяйственных планов.

Водный кризис в Ираке связывают не только с климатическими изменениями, но и с плотинами, построенными выше по течению в соседних Иране и Турции, а также с внутренними проблемами в самом Ираке, политическую элиту которого обвиняют в коррупции и неэффективном управлении. Однако Ирак — не единственный пример того, как дефицит пресной воды приводит к конфликтам внутри стран и между государствами.

Курдские сотрудники департамента древностей Дахука работают над могилой, обнаруженной на берегах Мосульской плотины

Photo by Ismael ADNAN / AFP

По данным Тихоокеанского института исследований, который с 1980-х годов собирает информацию о водных конфликтах, в 2023 году их число увеличилось на 50% по сравнению с 2022 годом: в 2023 году было зарегистрировано 347 инцидентов против 231 в 2022 году. Для сравнения: в 2000 году произошло всего 22 конфликта, связанных с водой. Речь идет о нападениях на водные системы, спорах о контроле над водными ресурсами и доступе к ним, а также использовании воды в качестве инструмента в вооруженном конфликте.

Нередко причиной подобных конфликтов называют глобальный водный кризис. По данным ЮНЕСКО, сегодня во всем мире более двух миллиардов человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде. От двух до трех миллиардов жителей планеты сталкиваются с нехваткой воды как минимум месяц в году.

Пандемия COVID-19 показала, что у трех миллиардов человек не было возможности мыть руки с мылом, чтобы защитить себя от вируса.

По прогнозам, к концу этого десятилетия спрос на пресную воду превысит предложение на 40%, а к 2050 году проблемы с пресной водой сократят мировой ВВП примерно на 8%, при этом бедные страны столкнутся с потерями до 15% ВВП. Если учесть тот факт, что более половины мирового продовольствия производится в районах, испытывающих дефицит пресной воды, уже в ближайшие десятилетия мы можем столкнуться не только с водным, но и с глобальным продовольственным кризисом.

Снова о климате

Земля покрыта водой на 70%, однако большая ее часть (97%) — это морская вода. От оставшихся трех процентов пресной воды сегодня зависят жизни восьми миллиардов человек. При этом лишь 0,06% пресной воды легко доступны людям, остальное же хранится в полярных ледяных шапках, ледниках, подземных водах и болотах.

Всю пресную воду можно условно разделить на «голубую» и «зеленую», которые тесно связаны между собой. Запасы «голубой воды» хранятся в реках и озерах, водоносных горизонтах, ледниках и полярных ледяных щитах — ее потоки формируют сток в реках и питают подземные воды. «Зеленая вода» хранится в почве, лесах и растениях и через испарение и транспирацию возвращается в атмосферу, где превращается в облака, которые перемещаются на большие расстояния и генерируют осадки в разных регионах планеты. Благодаря такой естественной циркуляции именно «зеленая вода» из почвы и растений создает около 40% осадков на суше. В некоторых регионах Евразии, Южной Америки и Африки этот показатель доходит до 80–90%, то есть эти районы особенно сильно зависят от испарения воды с собственных территорий.

Ураган «Мэтью»

Круговорот пресной воды связывает страны по всей планете. Так, испарение воды в странах Западной Африки приводит к осадкам в странах Южной Америки, а испарение в странах Северной Америки — к осадкам в Европе. Система работает без сбоев, если каждый из ее элементов способен выполнять свои функции. Однако масштабные изменения в землепользовании — вырубка лесов под новые пастбища и плантации, осушение болот, строительство новых плотин и водохранилищ — приводят к тому, что естественный баланс испарения, выпадения осадков и движения воды нарушается.

@widget type=post-embed id=116044

Ситуация усугубляется изменением климата. Чем теплее становится планета, тем активнее вода испаряется и тем больше влаги оказывается в атмосфере. Более теплый воздух удерживает больше водяного пара, который усиливает парниковый эффект и ускоряет потепление. Этот порочный круг приводит к тому, что круговорот воды усиливается: дожди становятся сильнее, ураганы и штормы — мощнее, а наводнения происходят чаще. При этом в одних районах осадков становится слишком много, а в других — слишком мало. В результате одни регионы страдают от сильнейших наводнений, а другие — от засух.

К концу столетия увеличение осадков до 30% ожидается в Центральной Африке, Индии и Китае, тогда как в Европе, Южной Америке, Южной Африке и Австралии осадков станет меньше на четверть.

Таяние ледников также вызывает тревогу, поскольку они хранят около 70% запасов пресной воды. По данным Всемирной метеорологической организации, в 2023 году, который стал самым жарким за всю историю наблюдений, ледники потеряли более 600 гигатонн воды. Это самая масштабная потеря за последние полвека. С 2000 года ледники утратили около 5% своего объема. По прогнозам, к концу столетия мы можем потерять до четверти всех ледников, при условии, что удержим глобальное потепление на уровне двух градусов Цельсия. Если же все пойдет по негативному сценарию и температура увеличится на 3–5 градусов Цельсия, мы лишимся половины всех ледников, а значит, и запасов пресной воды.

Вид сверху на тающий ледник. Шпицберген, 15 июля 2023

Photo by Sebnem Coskun / ANADOLU AGENCY / Anadolu via AFP