«Мальчик с мобильным телефоном» — мембранная фигура на воздушной подушке, разработанная для Шанхайского международного фестиваля

«Мальчик с мобильным телефоном» — мембранная фигура на воздушной подушке, разработанная для Шанхайского международного фестиваля

Photo by XING YUN / CFOTO / CFOTO VIA AFP

Случившаяся вдруг 11 сентября этого года масштабная утечка внутренней документации из недр «Великого китайского файрвола» представила не только убедительное доказательство расширения киберопераций КПК за рубежом, но и беспрецедентную возможность заглянуть в недра китайской цензурной и пропагандистской машины. А еще показала, что репрессии в Китае являются одновременно политической необходимостью и прибыльным бизнесом, участники которого конкурируют за лакомые контракты.

Создав крупнейшую в мире индустрию безопасности — от гигантов видеонаблюдения с доминированием самых передовых технологий до производимого сотнями малых и средних предприятий бесчисленного количества приложений для навязчивого мониторинга — и насытив до предела всем этим внутреннее пространство страны, Пекин начинает экспортировать это по всему миру. Китайские камеры слежения появились в свыше 700 городах более чем ста стран (и это не самые последние цифры).

Работа по обучению авторитарных правительств за рубежом методам авторитарного социального и политического контроля подкрепляется многомиллиардными контрактами на государственные закупки для обеспечения растущих объемов экспорта «авторитарной» продукции.

Этот экспорт технологий слежки и общественной безопасности, если рассматривать геополитический аспект, используется Пекином для расширения своего присутствия. Китай расширяет свое влияние, предлагая инструменты пресечения «цветных революций», в итоге умножая число авторитарных государств.