В традиционной рубрике «Воскресная проповедь» — размышление политолога Владимира Пастухова* о том, почему сила права в современном мире настолько ослабла, что повсеместно подменяется правом силы. И почему девиз европейских революций эпохи Просвещения «Свобода, равенство, братство» следует читать справа налево.
О моем отношении к философии MAGA и ее деривативах в политике Трампа. Не принимая в целом логику права силы, я должен признать, что логика бесправия силы мне еще более чужда. А именно эта логика после распада СССР, краха биполярного мира и деградации Потсдамской системы стала доминирующей в мире, причем как во внешней, так и во внутренней политике так называемого западного мира.
Чехов писал о том, что между утверждениями «Бог есть» и «Бога нет» есть огромное серое поле, которое не каждый в состоянии перейти. Так и между концептом права силы и концептом силы права обнаружилась гигантская нейтральная полоса, на которой растут не только философские цветы необычайной красоты, но и огромное количество идеологических сорняков.
«Бесправие силы» и «бессилие права» оказались самыми быстро растущими в условиях смены политического климата ментальными сорняками. Дело даже не в том, что они размножаются быстрее, чем кролики, а в том, что они по-настоящему ядовиты. Прикосновение к ним парализует социальную и политическую волю. Проточная вода жизни превращается в застойное болото, в котором преимущество возникает у самых нежизнеспособных концептов и практикующих их социальных и политических течений, которые в быстрой проточной воде не имели бы не единого шанса зацепиться за реальность.