Хезер Берг — феминистская исследовательница, доцентка кафедры гендерных исследований и исследований труда в Университете Калифорнии, Лос-Анджелес. В 2021 году она выпустила книгу «Порноработа» («Porn Work: Sex, Labor, and Late Capitalism»), в которой рассказала об изнанке порноиндустрии. Даниил Жайворонок поговорил с Берг об этичности контента 18+, «порнодиалектике», понятии «свобода» и о том, как хорошо сыграть свою роль, если партнер — ужасный человек.
— В начале вашей книге есть такая фраза: «Каждый порно-ролик — это запись людей за работой». Не могли бы вы ее пояснить?
— Дело в том, что люди, когда говорят о порно, всегда говорят о готовом продукте — и совсем не задумываются об условиях и процессе его производства. Когда мы обсуждаем то, как порно влияет на нашу культуру, на мужчин, на женщин, которые живут с мужчинами, которые смотрят порно, мы не думаем об актерах, которые в нем снимаются. Мне просто хотелось это исправить.
И, конечно, одновременно я хотела немного испортить вам удовольствие от просмотра порно. Обратить внимание на то, что, когда вы его смотрите, вы смотрите на людей, которые просто делают свою работу. И это тяжелый труд. Конечно, он не такой ужасный, как утверждают некоторые консерваторы, выступающие против порнографии, но тем не менее это работа. Это занятость. Секс, который вы видите на экране, — это скучный и утомительный трудовой процесс.
— Во время вашего исследования вы посетили несколько съемочных площадок. Что вы там увидели?
— Большинство зрителей порнофильмов наверняка думают, что съемки порно сопряжены с сексуальным желанием, с эротической атмосферой. Противники порно, напротив, говорят о том, что на площадке происходят сплошные насилие и принуждение. На самом деле, когда вы попадаете на настоящие съемки, как правило, вы оказываетесь в компании людей, которые тусуются друг с другом и ждут, когда закончится съемочный день. В книге я рассказываю историю, как одна исполнительница, молодая женщина, пыталась договориться о том, чтобы получить свой гонорар раньше, потому что она хотела поскорее вернуться домой к своей собаке. То есть она, как и большинство людей на свете, просто хотела жить свою жизнь вне работы.
Конечно, на площадке люди сближаются: разговаривают, шутят, у них возникают какие-то отношения, иногда дружба, иногда заигрывания. Те, кто давно в этой отрасли, часто становятся друзьями, некоторые снимают вместе жилье. Но вам может и не повезти, и вы будете сниматься с кем-то, кто вам неприятен. При этом не просто будете делить с ним рабочее пространство, как в офисе, но и участвовать в этом интимном спектакле. В этом отношении перформерки действительно уязвимы.
Но, в общем, это похоже на любую другую работу.
Хотя переживания тут могут более интенсивными — как-никак речь идет все-таки об интимных взаимодействиях.
— Если мы говорим о порно как о работе, можем ли мы говорить и о конкретных навыках, которые для нее требуются?
— В порно требуются прежде всего навыки межличностной коммуникации. Съемки порно — это очень прекарная ситуация, в которой перформеркам приходится держать в уме сразу много задач и решать одновременно ряд проблем. Например, нужно думать о том, собирается ли этот режиссер заплатить мне за изначально оговоренные четыре часа или за те шесть, которые я реально здесь провела? И при этом вам нужно хорошо сыграть свою роль, занимаясь сексом с человеком, который, возможно, является бывшим парнем вашей подруги и вы знаете про него, что он мудак.