«Друзья, мы свергли политическую династию. Мы переворачиваем страницу политики, которая отказывается от большинства людей и подчиняется только избранным». Это цитата из выступления нового мэра Нью-Йорка 34-летнего демократического социалиста Зохрана Мамдани, который обошел на выборах республиканца Кёртиса Сливу и своего однопартийца Эндрю Куомо. Теперь эту победу обсуждают все: и американские политологи, и — еще жарче и бескомпромисснее — русскоязычные пользователи фейсбука*. Мамдани называют коммунистом, исламистом и юдофобом, а его избрание — красной революцией в главном городе мира. Но так ли это на самом деле? Кто такой Зохран Мамдани и чего ждать от его срока на посту градоначальника Нью-Йорка? На эти вопросы по просьбе Republic-Weekly отвечает журналист, автор ютьюб-канала об американской политике Евгений Фельдман.
Любовь к городу
Тысячи молодых людей бегут по Манхэттену. Они пересекают улицы, подрезают друг друга на поворотах. Одни отчаянно пытаются взять в аренду последние велосипеды, другие ныряют в метро. Из-за внезапного наплыва пассажиров водители автобусов отказываются открывать двери на остановках. Участники этого забега притормаживают, чтоб разгадать анаграмму «A rap may waltz». Как правильно сложить буквы, чтобы получить правильное место на карте?
Это конкурс по городскому ориентированию, который в одну из августовских суббот провел штаб Зохрана Мамдани, кандидата в мэры Нью-Йорка. От пристани городских паромов до станции фуникулера промчались четыре тысячи человек. При этом карточки участников, необходимые для зачета, достались лишь четверти из них — даже организаторы не ожидали такого ажиотажа.
В интернете — в том числе русскоязычном — Мамдани без конца критикуют за (преувеличенный) коммунизм и (выдуманный) антисемитизм. Вот только главным источником его популярности в Нью-Йорке стала не программа, а вайб. На фоне унылых завравшихся конкурентов 34-летний мусульманин индийского происхождения родом из Уганды привлек избирателей прямотой, самоиронией и, главное, любовью к своему городу.
Да, это очередная победа популизма.
Но Мамдани не насупленный шовинист, как Дональд Трамп, и не ворчащий обличитель корпораций, как Берни Сандерс. Он улыбчивый политик, предлагающий сделать город удобным для жизни. Возможно, у него ничего не получится, а может быть, его победа сделает Нью-Йорк мишенью для мстительного президента. Но это все будет потом, а пока он вошел в историю, набрав рекордное за 60 лет количество голосов.
Идеи
В центре платформы Мамдани нехитрая идея — сделать жизнь в Нью-Йорке доступнее. Добиваться этого он собирается через упрощение правил строительства жилья, заморозку арендных ставок (это должно коснуться примерно половины городских квартир), создание пяти недорогих муниципальных продуктовых магазинов, бесплатные детские сады и проезд на автобусах.
Расходы на эти проекты мэр планирует покрыть за счет повышения налогов: на 4% для корпораций и на 2% — для тех, кто зарабатывает больше миллиона долларов в год. В интервью Мамдани повторяет, что «миллиардеров быть не должно». Самая скандальная формулировка его программы — «перенос налогового бремени с жителей окраин на владельцев дорогих домов в более богатых и белых районах».