Сектор Газа, 7 ноября 2025 года
Фото: OMAR AL-QATTAA / AFP
Израильско-палестинский конфликт не может быть решен, пока обе стороны цепляются за ложные моральные убежденности и упрощенные исторические нарративы, считает историк и философ Юваль Ной Харари. В статье для Financial Times он разбирает ошибки израильского и палестинского взгляда на проблему и предлагает решение, при котором, по его мнению, возможен прочный мир на земле между рекой Иордан и Средиземным морем. Публикуем перевод статьи Харари.
Нет никакой объективной причины, по которой израильтяне и палестинцы должны воевать друг с другом. Хотя оба народа претендуют на одну и ту же землю между рекой Иордан и Средиземным морем, на деле эта земля достаточно велика и богата, чтобы все ее нынешние жители могли жить там в безопасности, процветании и достоинстве.
Если отбросить моральные оценки и идеологические заявления и просто посчитать, сколько квадратных километров занимает эта территория, сколько киловатт электроэнергии она может вырабатывать, сколько килограммов пшеницы способна импортировать и сколько молекул воды она может перекачать или опреснить, мы обнаружим, что этой земли вполне достаточно, чтобы обеспечить достойную жизнь всем израильтянам и всем палестинцам.
Топливо для израильско-палестинского конфликта — это не реальная нехватка земли или ресурсов, а ложные моральные уверенности, порождаемые упрощенными историческими нарративами. В глубине души слишком многие израильтяне и палестинцы убеждены, что они правы на сто процентов, а другая сторона на сто процентов неправа, и что потому другая сторона не имеет права на существование.
Даже если обстоятельства вынуждают их подписывать те или иные соглашения, обе стороны склонны воспринимать их как временные меры и надеются, что в долгосрочной перспективе восторжествует абсолютная справедливость и им достанется вся земля. Более того, обе стороны осознают моральную уверенность противника — и испытывают от этого ужас. Каждая из сторон боится, что другая хочет ее уничтожить, и обе в этом страхе правы.
Цепь насилия и страданий можно разорвать лишь тогда, когда люди откажутся от своих моральных догм и поддержат практичные и великодушные решения. Чтобы понять, откуда берутся ложные и разрушительные моральные убеждения, нужно обратиться к долгой истории земли между Иорданом и Средиземным морем и к искаженным историческим нарративам, которые израильтяне, палестинцы и многие другие народы мира культивировали слишком долго.
Нарратив, лежащий в основе палестинской моральной уверенности, примерно таков: палестинцы — коренные жители земли между Иорданом и Средиземным морем. Эта земля всегда принадлежала им, пока не пришли евреи и не украли ее. Согласно этому палестинскому нарративу, евреи — европейские колонизаторы. Они прибыли на Ближний Восток в конце XIX века как часть более широкого европейского колониального проекта. Точно так же, как христианские европейцы завоевывали и заселяли Южную Африку, еврейские европейцы завоевали и заселили Палестину. Политическая слабость может заставить палестинцев временно идти на компромиссы с еврейскими поселенцами-колонизаторами, но в глубине души палестинцы знают: у евреев нет связи с этой землей и нет права жить на ней.