«Сонный Джо» — так, издеваясь над возрастом своего политического оппонента, называл Джозефа Байдена Дональд Трамп. Теперь уже и сам 79-летний Трамп, кажется, дремлет на заседаниях в Овальном кабинете. В России у власти тоже глубоко пожилые люди. Средний возраст «силового блока» — 70 лет. Путину и Бортникову — по 73 года, Бастрыкину — 72, Золотову и Нарышкину — 71. Является ли преклонный возраст элиты признаком авторитарности? Молодые — всегда прогрессивны и демократичны? Влияет ли в принципе возраст на политические взгляды элиты и методы управления государством? На эти вопросы с политологической точки зрения по просьбе Republic-Weekly отвечает Клим Бакулин (псевдоним).

Старожилы припомнят, что до увлечения биографией Зохрана Мамдани, избранного мэра Нью-Йорка, русскоязычная публика не менее активно интересовалась здоровьем Джозефа Байдена. На закате президентского срока тот действительно начал не только выглядеть, но и вести себя как глубокий старик. С легкой руки Дональда Трампа к лидеру США прикрепилось прозвище «сонный Джо», да и сам экс-президент регулярно создавал новые поводы для спекуляций о возрасте. Например, когда сообщил американским губернаторам, что вынужден избегать мероприятий после 8 часов вечера, нуждаясь в дополнительном отдыхе. Теперь уже сам 79-летний Трамп, пытающийся всеми силами не задремать во время многочисленных пресс-конференций, сталкивается ровно с такими же нападками. Согласно опросам, американцы серьезно обеспокоены проблемой стареющего эстеблишмента. Ники Хейли, пытавшаяся выдвинуться на пост президента от Республиканской партии, даже предлагала обязать политиков старше 75 лет проходить тесты на дееспособность.

Нужно ли говорить о том, что похожие эмоции испытывают и многие россияне.

Тема возраста, равно как и его вечной спутницы, смерти, давно стала одной из центральных в отечественной политической дискуссии.

Введите в поисковой строке «Яндекса» или гугла слова «Владимир Путин», и алгоритм с высокой долей вероятности предложит вам поинтересоваться годом рождения или возрастом политика (дежурное напоминание: 73). Властители России и США не одиноки. Нетаньяху — 76, Си Цзиньпин и Реджеп Эрдоган чуть младше Путина, индийскому премьеру Нарендре Моди — 75. Свойственна ли геронтократия исключительно влиятельным державам или в принципе любым странам? Почему избиратели отдают предпочтение пожилым лидерам даже в демократиях? Наконец, следует ли рассматривать это как проблему? Об этом и многом другом — в сегодняшнем тексте.