13-летняя Ньибол Луал помогает своей семье подготовить землю к посеву в Пантау, Северный Бахр-эль-Газаль, Южный Судан

13-летняя Ньибол Луал помогает своей семье подготовить землю к посеву в Пантау, Северный Бахр-эль-Газаль, Южный Судан

Photo by ALBERT GONZALEZ FARRAN / AFP

Западные редакции устраивают марафоны публикаций о «голоде в Газе», но куда реже они вспоминают о местах, где люди действительно умирают от нехватки пищи. Венесуэла, Судан и Куба исчезли с первых полос, уступив место удобной политической драме. Наш подписчик, доктор политических наук Вадим Россман в рубрике «Прошу слова» объясняет, что имеено так формируется новая норма: реальные гуманитарные катастрофы тонут в тени раздутого кризиса.

Заголовки о голоде в «прогрессивных» западных СМИ сегодня гораздо чаще касаются Газы, чем Судана или тем более Венесуэлы. Паранойя по поводу несуществующего «голода в Газе» имеет в виду при этом не только цели очередной и рутинной клеветы на Израиль, но и, вероятно, умаление и создание дымовой завесы вокруг вполне реального голода в Венесуэле и в нескольких других странах. Режим «боливарианского социализма» явно кажется левоцентристским медиа — назовем их пока так из соображений вежливости — гораздо более «социально близким» и идейно родственным.

Если еще семь лет назад голод в Венесуэле освещался часто и регулярно, то сегодня этот голод практически «нормализован» и, похоже, перестал считаться «чрезвычайной ситуацией». Если он и упоминается, то разве что скороговоркой и на самых последних страницах, причем исключительно в широком контексте, а не в заголовках новостей, как это целенаправленно и навязчиво делается в случае Газы.

Более того, cбои с поставками продуктов (а отнюдь не «голод в Газе») подаются как результат преднамеренной военной блокады Израиля (а не хищения продовольствия террористами ХАМАС), в то время как голод в Венесуэле объясняется не преступной некомпетентностью правительства Николаса Мадуро или хорошо всем известными родовыми признаками социалистической модели экономики в целом, а сугубо внешними причинами — падением цен на нефть и разными запутанными «экономическими факторами». Хотя ситуация хронического недоедания и голода в стране победившего чавизма совсем не нова, прогрессивные медиа также пытаются представить ее результатом не политических решений «боливарианских социалистов», а каких-то циклических экономических процессов и «рецессий», тем самым мистифицируя весьма несложную для понимания проблему. Особенно примечательно, что нередко этот реальный голод выдается за результат буквально… санкций США и неурожаев, вызванных неблагоприятными природными условиями и едва ли не изменениями климата, занимающими почетное место в повестке прогрессистов. Вот характерная цитата американской НПО, которая занимается проблемами голода:

Изменение климата является одним из факторов, усиливающих проблему продовольственной безопасности и заставляющих людей покидать Венесуэлу. Суровая и продолжительная засуха и стремительный рост температуры привели к резкому сокращению осадков и снижению уровней воды в критически важных гидроэлектростанциях, таких как дамба Гури. Это нарушило сельскохозяйственное производство и вызвало перебои с электроэнергией и ограничение водоснабжения, усугубляя экономические проблемы страны. Зависимость Венесуэлы от нефти усугубляет ее уязвимость перед изменением климата.

Примечательно, что такая модель путаной аргументации с малоправдоподобными объяснениями сложилась задолго до теперешней информационной блокады венесуэльского голода:

Венесуэла стала слишком зависимой от импорта продуктов питания, которые страна больше не могла себе позволить, когда цена на нефть упала в 2014 году. Суровая засуха и стремительное повышение температуры привели к резкому падению сельскохозяйственного производства и уровней воды на ключевых гидроэлектростанциях, усугубляя экономические проблемы страны. Хотя санкции усугубили кризис, большинство независимых экономистов утверждают, что рецессия началась за несколько лет до введения санкций, которые лишь ускорили крах (NYT, 16 июля 2017 года).

Между тем 5 миллионов человек этой когда-то самой богатой страны Латинской Америки голодают именно буквально, питаясь кошками, собаками, мышами, насекомыми и прочими «нетрадиционными» источниками белка, пока «прогрессивные» журналисты сочиняют свои инвективы про Газу. И тем не менее «традиционные» СМИ типа Би-би-си, CNN, NYT, WP, AP или Reuters и аффилированные с ними НПО давно посадили освещение этого отнюдь не прекратившегося голода на самый экономный режим внимания и предлагают ему путаные объяснения, которые зачастую не выдерживают рациональной критики.

(Заметим в скобках, что в том же духе перманентные проблемы продуктового дефицита рутинно объяснялись в СССР последствиями Великой Отечественной войны и холодным неблагоприятным климатом.)

В еще большей степени то же самое относится и к освещению реального голода в Судане. Этот безусловный и страшный голод нередко кощунственно подается просто как неизбежное следствие гражданской войны без прямых заголовков и атрибуции вины. Тем не менее известно, что именно вооруженные арабские этно-националисты (RSF) препятствуют доступу к помощи. Ужасы голода в Судане, как правило, освещаются лишь широкими мазками в больших общегуманитарных отчетах, а отнюдь не в заголовках новостей и далеко не на первых страницах. Они никогда не достигают степени заметности «голода в Газе», за исключением самых пиковых гуманитарных событий. Здесь и в помине нет ни интервью с экспертами, ни фотографий крупным планом на первых страницах, ни громких призывов о помощи. Хотя многие индикаторы даже официальных отчетов агентств ООН и других весьма ангажированных «гуманитарных» организаций указывают на несопоставимо более серьезные масштабы и проявления голода в Судане. Примечательно, что в Газе никем и никогда не были зафиксированы случаи питания насекомыми или домашними животными. Между тем, в Судане сотни тысяч людей, чтобы утолить голод, едят сорняки, насекомых, корм для скота и даже каменный уголь.

Вход в лагерь «Замзам» недалеко от осажденной столицы Северного Дарфура, Эль-Фашера, 14 января 2025 года, и то же место 13 февраля 2025 года (вверху), на котором видны серьезные разрушения

AFP

Отчеты ООН и подобных организаций, впрочем, давно потеряли всякое доверие по множеству причин. Ничуть не стесняясь и без всякой претензии на последовательность, они прибегают к придуманным специально и исключительно для Газы новым cтандартам и параметрам для оценки голода и к манипуляциям относительно категоризации «фаз голода», внушая своей аудитории, что Венесуэла всего лишь страна с низким уровнем «продовольственной безопасности». При этом они беспардонно пользуются официальными данными режима Мадуро для оценки ситуации в Венесуэле и данными террористов и аффилированных с ними псевдогуманитарных организаций в случае Газы.

Весьма примечательно, что, по некоторым оценкам, общее количество отчетов и материалов по теме «голода в Газе» (так можно назвать эту информационную кампанию) в 2025 году было как минимум в 10 раз больше, чем аналогичных материалов о голоде в Судане. За тот же период их было в 20 раз больше, чем освещения голода в Венесуэле.

Чрезвычайно постыдным является cтавшая нормой адаптация прогрессистскими медиа и аффилированными с ними международными организациями официальных нарративов режимов Венесуэлы и Кубы, тесно связанных между собой. В то время как венесуэльцы и кубинцы переживают острый дефицит калорий, их проблемы не удостаиваются даже поверхностного освещения. Согласно официальным данным, большая часть населения на Кубе получает лишь 20–30% рекомендованного дневного потребления калорий и питательных веществ. Кубинцы нередко выживают, питаясь один-два раза в день, зависят от уличной солидарности и попрошайничества; смертность от недоедания, включая случаи обмороков от голода, стала рутиной по крайней мере в нескольких провинциях, хотя, конечно, ситуация на Кубе в силу ряда причин пока не достигла остроты проблем в Венесуэле.

Печально, что призванные обьективно освещать события «традиционные медиа», давно обнулившие к себе доверие, мгновенно публикуют самые неправдоподобные и непроверенные сведения про «голод в Газе», не гнушаясь самыми грязными фальсификациям (публикации фотографий детей с генетическими заболеваниями или не имеющих отношения к Газе) и оставляя в тени Венесуэлу и Кубу, воспринимаемых ими, по-видимому, как идеологически близкие режимы. Жупел «голода в Газе», возможно, как раз и был призван приуменьшить и загнать в тень чудовищные гуманитарные катастрофы в Венесуэле и других странах.

Экономное освещение Венесуэлы касается, впрочем, не только голода. Разве что где-то на последних страницах некоторых левоцентристских газет сегодня можно изредка прочитать про измывательства над политзаключенными в Венесуэле. Между тем, политических заключенных истязают, подвергают сексуальному насилию и изощренным пыткам, в том числе электрошоком, в венесуэльском гестапо — DGSIM и SEBIN. Так, отставной капитан морского флота Рафаэль Акоста Аверала был до полусмерти избит, подвешен за ноги на дереве и с завязанными глазами должен был играть в русскую рулетку. По той же логике издевательства над женщинами в Иране появляются в заметках чуть ли не в разделе этнографических зарисовок.

Одной из самых насущных в ближайшие годы станет задача глубокого переосмысления роли некоторых ключевых, когда-то передовых и образцовых западных медиа — к сожалению, нередко преступной — и возрождение непредвзятых, старых и вполне традиционных стандартов освещения событий, которые, к сожалению, в очередной раз оказались забыты в угоду идеологии и интересам откровенно ангажированной псевдогуманистической и пошлой пропаганды.

Текущий скандал на Би-би-си — а точнее серия скандалов — c тенденциозным освещением событий и прямыми фальсификациями, уже приведший к отставкам или увольнениям ряда ключевых сотрудников, вероятно, является только преддверием более серьезной и тщательной серии расследований проблематичной деятельности ряда «прогрессистских» медиа в целом. В британском парламенте ожидаются дальнейшие расследования Би-би-си. На фоне данного инцидента обсуждается и более широкий кризис доверия к прогрессивным медиа, их отдаление от идеалов взвешенной и правдивой журналистики, которые бы соответствовали стандартам свободного общества.

Вадим Россман, доктор философии и политических наук, преподаватель макро- и микроэкономики в Хьюстоне, США