Попытка оплаты покупки банковской картой

Попытка оплаты покупки банковской картой

Photo by LEONIE ASENDORPF / DPA / DPA PICTURE-ALLIANCE VIA AFP

От санкций РФ в отношении так называемых «российских активов» пострадали около 3,5 млн граждан России, включая эмигрантов и представителей других стран. Все они лишились доступа к своим средствам, хотя это совсем не государственные средства РФ и не активы олигархов. Такова одна из главных тем доклада «Косвенный ущерб. Как санкции ЕС привели к заморозке неподсанкционного частного капитала», подготовленного социологом Анной Кулешовой и Жанной Немцовой — соучредителем Фонда Бориса Немцова за Свободу* и Social Foresight Group. Republic узнал у Анны Кулешовой, каковы последствия принятого решения и как война отменяет базовые принципы ЕС.

Анна, доклад начинается с дисклеймера: «Ни у кого из работавших над исследованием нет замороженных активов». Как родилась идея заняться этим анализом? Кто её автор, инициатор, заказчик?

— В последние почти четыре года я веду исследования внутри России и за её пределами, периодически слышу рассказы о ситуациях, связанных с замороженными активами, и много раз обещала себе однажды сфокусироваться на этой теме.

Жанна Немцова, глава Фонда Бориса Немцова, узнала о проблеме массовости заморозки в 2024 году и в просветительских целях написала статью для Meduza*, поняв, что в Европе мало кто знает об этой ситуации. Чуть позже стало ясно, что нужно полноценное исследование. Она связалась со мной, так как до этого мы уже сотрудничали по другим проектам. Доклад подготовлен при поддержке исследовательской инициативы Ideas for Russia Фонда Немцова.