Президент Китая Си Цзиньпин с премьер-министром Японии Санаэ Такаичи в Кёнджу, Южная Корея, 31 октября 2025 года

Президент Китая Си Цзиньпин с премьер-министром Японии Санаэ Такаичи в Кёнджу, Южная Корея, 31 октября 2025 года

Photo by KANAME YONEYAMA / YOMIURI / THE YOMIURI SHIMBUN VIA AFP

Высказывание премьер-министра Японии Санаэ Такаити о том, что возможный конфликт вокруг Тайваня способен создать для страны «экзистенциальную угрозу», вызвало жесткую реакцию Пекина. В Китае напомнили, что аналогичные формулировки использовались в 1931 году для оправдания вторжения в Маньчжурию, а китайские дипломаты и пропагандисты заговорили о «возрождении милитаризма» и «опасных фантазиях» Токио.

«Если Япония не откажется от своих ошибочных заявлений и даже продолжит совершать ошибочные действия, у Китая не останется иного выбора, кроме как принять жесткие и решительные ответные меры, а Япония будет нести всю ответственность за последствия своих действий». С этим заявлением выступила в среду официальный представитель МИД КНР Мао Нин.

Весь сыр-бор между Пекином и Токио начался после того, как на заседании японского парламента 7 ноября депутат от оппозиции спросил премьера Такаити, какое развитие ситуации вокруг Тайваня может угрожать существованию Японии.

«Если есть линкоры и применение силы, то как бы вы к этому ни относились, это может создать экзистенциальную угрозу», — ответила Такаити.

«Экзистенциальная угроза»» (в другой формулировке — «ситуация, угрожающая выживанию») — юридический термин, предусмотренный японским законом о безопасности 2015 года, который обозначает ситуацию, когда вооруженное нападение на союзников Токио представляет собой экзистенциальную угрозу для Японии. В такой ситуации силы самообороны Японии могут быть задействованы для реагирования на создавшуюся угрозу.