Почти через полгода после Нюрнберга в Токио начался свой большой международный суд — трибунал для Дальнего Востока, на котором страны — победители во Второй мировой войне (и, кстати, не только они) судили высшее руководство Японии. О том, почему этот процесс оказался более масштабным, но менее последовательным, по просьбе Republic-Weekly рассказывает востоковед Дмитрий Гончаров (псевдоним).
Итак, чем же отличался «Нюрнберг-2» — Международный военный трибунал для Дальнего Востока — от «Нюрнберга-1», то есть Нюрнбергского процесса над нацистскими военными преступниками?
Оба суда были международными, рассматривали дела высокопоставленных военных и политических лидеров побежденных государств-агрессоров и были созданы странами — победительницами во Второй мировой войне. Внешне Токийский трибунал действительно был выстроен по образцу Нюрнбергского: уставы двух трибуналов почти полностью совпадали.
Однако называть Токийский процесс «Нюрнбергом-2» не вполне корректно. Главное отличие — в итоге.
Если «Нюрнберг-1» завершился осуждением высшего руководства нацистской Германии, то «Нюрнберг-2» прославился перекладыванием ответственности с членов японской императорской семьи на их подчиненных, а также освобождением от ответственности некоторых «потенциально полезных» (для США) военных преступников.
Кроме того, в отличие от Нюрнберга, в Токио ни один из обвиняемых не признал свою вину и не раскаялся.
Отличались процессы и по количеству и однородности государств-участников. Судьи и прокуроры на Нюрнбергском трибунале представляли четыре страны-победительницы: СССР, США, Великобритания, Франция. Уголовно-процессуальное производство в Токио осуществляли 11 стран с разным уровнем вовлеченности в войну на Тихом океане: США, СССР, Великобритания, Китай, Франция, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды, Индия, Филиппины.
Ну и наконец, по своей продолжительности Токийский трибунал втрое превзошел Нюрнбергский: он шел больше двух с половиной лет, вплоть до 12 ноября 1948 года.