Про Нюрнбергский процесс снято много фильмов — от канонической картины Стэнли Крамера до провалившегося в российском прокате в 2023-м «Нюрнберга» Николая Лебедева, созданного под патронатом Мединского. Но для самого процесса тоже было смонтировано кино: в качестве доказательств американская делегация представила сразу две киноленты. За их производство отвечали большие авторы: Джордж Стивенс, глава армейского киноподразделения США, позже получивший два «Оскара», и великий Джон Форд. Об истории фильмов, показанных в Нюрнберге, рассказывает Алексей Артамонов.
О Нюрнбергском процессе часто говорят, что многое на нем происходило впервые. Первый международный трибунал, цель которого — осудить не только отдельных военных преступников, но и весь стоявший за ними режим суверенного государства. Первое использование в суде киноматериалов в качестве доказательства вины (что не совсем правда: первым прецедентом была оперативная съемка, использованная в британском суде в 1935-м). Первый широко задокументированный кинооператорами судебный процесс (на самом деле, в Третьем рейхе в 1944-м прибегали к записи суда над участниками «Заговора генералов», а в Советском Союзе снимали показательный Московский процесс 1930-го года, из чего Яков Посельский сделал пропагандистский фильм «13 дней. Дело "Промпартии"»). Можно спорить о деталях, но однозначно одно: Нюрнберг был самым значимым судебным медиаспектаклем в мировой истории, или «величайшим в мире историческим семинаром», как его охарактеризовал в зале суда Роберт Джексон, прокурор от Соединенных Штатов Америки.
Джексон прекрасно понимал задачи процесса — найти смысл в беспрецедентной войне с ее бесчисленными жертвами и выстроить убедительный и цельный нарратив, нужный победителям. Для этого необходимо было показать, с чем именно боролись союзники и чему они положили конец — как предполагалось, раз и навсегда. Слов для этой задачи было недостаточно, ведь им всегда можно противопоставить другие. Безусловным доказательством, не оставляющим места для дополнительных вопросов, должен был стать кинематографический материал — и сделать киноленты центральным элементом доказательственной базы было личным решением Джексона.

Роберт Х. Джексон на Нюрнбергском процессе, 1945 год
Вопрос был только в том, что именно следовало показать.
Для американских, как и для советских войск, документация происходящего на фронте была одним из важнейших средств антифашистской пропаганды.
Снимая продвижения войск и сводки с фронта, американские и советские кинооператоры первыми зашли в освобожденные концлагеря. С американской стороны этим процессом руководил уже именитый на тот момент режиссер, сценарист и оператор Джордж Стивенс, возглавлявший киноподразделение Войск связи США. И именно ему было поручено составить из документальных съемок фильм для процесса, который назывался очень просто: «Нацистские концентрационные лагеря».