Пир на четыре дня | Не поверили в успех | Дилеры пожадничали
Американские автовладельцы освоили бюджет программы CARS в $1 млрд ровно за четыре дня. Вряд ли кто мог ожидать такого. Правительство Барака Обамы, например, уж точно не ожидало. Инициатива субсидирования продаж новых автомобилей при одновременной утилизации старых была спланирована на целый квартал вперед, вплоть до ноября 2009 г. Теперь программа CARS, более известная как Cash for Сlunkers («Наличные за развалюхи»), приостановлена, а чиновники в панике подсчитывают, не придется ли им одалживать дополнительные средства, чтобы выполнить обязательства по уже подписанным сделкам с покупателями.

ПИР НА ЧЕТЫРЕ ДНЯ


Аварийное свертывание Cash for Сlunkers наглядно иллюстрирует, как трудно приходится знаменитой команде «спасателей автопрома» при президенте Обаме. Правительству США хватило четырех суток чтобы доказать всем, что оно ничего не понимает в происходящем на автомобильном рынке. Судя по всему, американскую инициативу по утилизации старых машин погубила неожиданная щедрость властей.
Подготовка к запуску программы (она стартовала в понедельник, 27 июля) велась несколько месяцев, а первые связанные с ней законопроекты появились еще летом прошлого года. Все они под разными предлогами отклонялись Конгрессом вплоть до весны 2009 г. Но тут похожую инициативу запустили в Германии. Статистика показала, что, благодаря схеме государственного субсидирования утилизации старых машин и приобретения новых, немецкий авторынок в первой половине 2009 г. вырос на 26% по сравнению с 2008 г.
Примеры успешного воплощения аналогичных инициатив в Англии, Франции и Италии воодушевили американских политиков, и билль Cash for clunkers более не встречал непреодолимых препятствий ни в Конгрессе, ни в Сенате, ни у президента. Чиновники даже открыли посвященный программе инновационный веб-сайт, больше напоминающий компьютерную игру, на страницах которого каждый американец мог убедиться в возможности утилизации собственной машины и подобрать ей достойную замену. Список новых автомобилей, впрочем, получился немного странным: его добрую половину занимали машины премиум-брендов – Lamborghini, Porsche, Aston Martin, BMW, ни одна из которых в программе «обмена» участвовать не могла. Но это все были мелочи.

НЕ ПОВЕРИЛИ В УСПЕХ


Политики внесли лишь одну коррективу в рассмотренный в середине июня законопроект: программный бюджет в $2 млрд был урезан вдвое. Их сложно обвинять в недальновидности – в конце концов, европейский опыт показал, что автомобилисты пользуются субсидиями не слишком охотно, а страны-участники продлевают программы в стремлении получить от них максимальный эффект. Одновременно, американские аналитики вынесли инициативе вотум недоверия. Четырех месяцев недостаточно, заявили они, да и сбережений у граждан осталось немного. Сами американцы, судя по телефонному опросу Rasmussen Reports, тоже не ожидали от эксперимента особых результатов. 54% опрошенных вообще высказались против выделения средств для программы утилизации. Поэтому Барак Обама подписал лишь миллиардный бюджет для Cash for Clunkers, а бренды стали готовиться к старту инициативы.
Каждый готовился по-своему. Ford представил специальный калькулятор, не в последнюю очередь, в надежде собрать информацию об интересах покупателей. Оказалось, что больше всего американцы интересуются моделью Ford Fusion и Mercury Milan. Hyundai не дождалась официального начала программы, и стала обменивать новые машины собственного производства на старые автомобили уже 2 июля, в надежде оформить их «задним числом» после старта Cash for Clunkers. За первую же неделю доля машин, реализованных таким образом, достигла 7% от всего объема продаж корейской компании в США. В инициативе решили поучаствовать корпорация Chrysler, предлагавшая за собственные средства удвоить субсидию в $3500 – 4500, предлагаемую, согласно программе, государством. BMW воспользовалась случаем, чтобы предложить дополнительные $4500 покупателям машин дизельной линейки – единственных, допущенных к обмену по правилам Cash for Clunkers. Руководство Nissan решило не отставать от рынка, и попросило инженеров компании подрегулировать настройки двигателей некоторых машин, таких как Nissan Sentra, чтобы заинтересованный в приобретении этой модели автовладелец имел большие шансы получить максимальную субсидию в $4500 вместо «стандартных» $3500.

ДИЛЕРЫ ПОЖАДНИЧАЛИ


Автодилеры явно подготовились к старту Cash for Clunkers лучше, чем государство. За день до приостановки программы утилизации чиновники сообщали, что, по их подсчетам, реализовано около 23 000 автомобилей общей стоимостью в $95,9 млн. Но страдающие уже год от снижения активности покупателей, автодилеры продали гораздо больше машин – чего стоит одна лишь Hyundai – а затем попытались «легализовать» заключенные сделки. Тогда и была объявлена тревога: по самым скромным подсчетам, общий парк заявленных на продажу и уже реализованных машин оценивается как раз в 250 000 – абсолютный максимум для бюджета субсидий в объемом в $1 млрд. Покупатели давно уехали из салонов на новых автомобилях, а продавцы до сих пор не понимают, получат ли они обещанные государством субсидии, хватит ли денег на всех. Впрочем, эти опасения, скорее всего, беспочвенны: власти США заинтересованы в возрождении авторынка и не допустят массового банкротства дилеров, – о чем свидетельствуют и самые последние новости. Администрация Соединенных Штатов, похоже, рассматривает варианты расширения сверхуспешной, но не до конца продуманной программы, и обещает найти новые деньги для ее бюджетирования. На стимуляцию потребительского спроса и омоложение парка автопром может получить вплоть до $2 млрд. До ноября их должно хватить.