о неожиданном успехе американской инициативы CARS:
Причина успеха проста: людям дали слишком много денег. Авторы программы Cash for Clunkers не проанализировали опыт Германии достаточно тщательно и не учли, что в Европе и США цены на новые автомобили очень разные. Ведь в США Dodge Caliber для прокатной конторы стоит всего $5 000.
Кроме того, в Штатах очень высока доля лизинга при покупках – примерно 92%. Получается, что с помощью государства покупатели внесли первый взнос. Кстати, многие в Северной Америке принципиально ездят на машинах не дороже $500, а теперь им дают за них в 7 – 9 раз больше! Конечно, они воспользуются таким предложением – особенно, если некоторые бренды предлагают дополнительные субсидии со своей стороны.
И потом, что такое для рынка США продажа 250 000 машин? В лучшие времена там покупали гораздо больше. А теперь государство попыталось продвинуть столь небольшой автопарк за очень ощутимые деньги. Да они с ума сошли! Они просто перегрели рынок. И эффекта от этого действия не будет никакого – разве что очень повезет с моментом. Чтобы экономика подхватила этот момент, необходимо, чтобы она поднялась в целом и могла оставаться в росте после того, как закончатся эти бюджетные вливания. В противном случае, будет только хуже: все, кто хотел, приобретут машины с государственной помощью, и рынок рухнет еще больше, еще больнее. Об этом сейчас много говорят в Германии, где программа субсидирования продлена до конца 2009 г.
Получит ли Cash for Clunkers новые деньги от правительства? С легкостью. Их дадут запросто – вот только зачем? Другое дело, если Америка выходит из рецессии: тогда можно инвестировать новые средства, но отдельные субсидии конечным получателям постепенно уменьшать.