Вульгарная затея распития шампанского из туфельки стала былью благодаря шампанскому дому Piper-Heidsieck и дизайнеру обуви Christian Louboutin. Объединив усилия, компании создали «Le Rituel»: бокал-флейту в виде туфли радикального черного цвета с фирменной лубутеновской алой подошвой. К туфле прилагается бутылка брюта Piper-Heidsieck, которая вместе с хрустальной шпилькой обойдется примерно в 500 долларов. Согласно распространенной среди СМИ легенде, творя, Лубутен вроде бы вдохновлялся мыслями о танцовщицах парижских кабаре, освежающимися игристым прямо из туфель. Историческая правдоподобность этого сюжета вызывает сомнения, как и то, что очередной fashion-трюк Piper-Heidsieck сработает. Не то чтобы у него не было шансов стать эффективным в принципе – тем более, что дизайнеров к станку шампанский дом привлекает не впервые. До Лубутена для Piper-Heidsieck делал перевернутые вниз горлышком бутылки дуэт Viktor & Rolf, а в любимые корсеты шампанское утягивал Жан-Поль Готье. Хрустальная лубутеновская шпилька выглядит до умиления неуместно во время, когда продажи шампанского рухнули вместе с популярностью демонстративной роскоши. На Западе сейчас даже те, кто сохранил работы и бонусы, сто раз подумают, прежде чем «светить» на корпоративной кредитной карточке винтажное шампанское; распивать его прилюдно, как подтверждают сомелье, в ресторанах многие просто стесняются (а некоторые так и вовсе резонно боятся попасть на первые страницы газет). Разумеется, при желании можно выпить шампанского и дома, но без аудитории все эти корсеты и хрустальные стилеты становятся полной бессмыслицей вроде слоников на комоде, которых и выбросить жалко, и хранить незачем. Среди проблем Шампани – перепроизводства и элементарной жадности производителей, несколько лет выжимавших из рынка максимально возможную прибыль – имиджевый кризис. Шампанское стало заложником собственного образа вина вечного праздника – и во время, когда одним праздновать нечего, а другим делать это как-то не с руки, оказалось, что отказаться от стратегии агрессивного «огламуривания» продукта производители не готовы. Или же готовы только на словах: вот, скажем, президент Moet&Chandon Фредерик Кюменаль в интервью складно говорит, что «время показухи и связанной с брендами пускания пыли в глаза прошло». Пыли – золотой – сколько угодно на снимках с фотосессии Скарлетт Йоханссен, нового лица Moet&Chandon. Йоханссен делает свою работу ничуть не хуже, чем, скажем, актриса Джейн Сеймур, романтический образ которой в свое время использовал американский производитель игристых вин Korbel. Вопрос в другом: красавиц в окружении брызг и блесток уже мало, чтобы заставить покупателя потянуться за кошельком. Даже привлечение пухлогубой Скарлетт не помогло дивизии Louis Vuitton Moet Hennesy (LVMH), занимающейся алкоголем: за 9 месяцев 2009 года падение выручки от продаж упали на 18%. Сильнее всех пострадало шампанское. До кого-то, впрочем, начинает доходить, что тактику заворачивания шампанского в обертку мечты о гламуре пора менять. Сесиль Боннфон, президент Veuve Clicquot уже не вспоминает про то, как всего пару лет назад дом выпустил партию шампанского с этикетками из натуральной кожи, с фольгой из раскатанного листа настоящего золота. Теперь упор в рекламной кампании дома будет делаться не на роскошь, а на традиции и качество. Примерно это же часто делают во время кризиса и модные дома, оперативно отказываясь от пропаганды роскоши и перенося акценты на верность корням. Самые прозорливые из шампанских домов уже говорят о готовности идти на серьезные перемены, только чтобы шампанское осталось среди вин, которые люди продолжают пить во время кризиса. Возможно, что производители используют и другой прием из столь близкого им мира моды: запуск более дешевых линий дорогих брендов. Такая контролируемся демократизация, с одной стороны, позволит не упускать клиентов, готовых отказаться от шампанского ради просекко и кавы. С другой стороны, это не снизит стоимость всего бренда в целом. И с концом рецессии шампанское сможет вернуться с триумфом. Ну и не без блесток, наверняка.