Новости с алкогольного фронта за последний год могли вогнать в депрессию любого человека, связанного с этой индустрией. Если уныние подступает совсем близко, стоит подумать об Индии. Но не обязательно в смысле йоги или медитации: эта страна – один из самых перспективных алкогольных рынков. Только в Мумбаи за последние два года объем потребления вина вырос на 37%, пива и произведенных в стране спиртных напитков – на 53% и 44% соответственно. По данным индийской Associated Chambers of Commerce and Industry, внутренний винный рынок страны станет почти вдвое больше. Ежегодное потребление вина, сейчас находящееся на уровне 5 млн литров в год, как ожидается, достигнет 9 млн литров к концу 2010 года. Еще более радужные прогнозы делаются в отношении пива (за 2007 – 2008 г. в Индии продано 300 млн кейсов) и виски и других спиртных напитков (90 млн кейсов). Кроме роста доходов населения, алкогольный бум связывают со свойственной Индии «утечкой мозгов в обратную сторону»: люди, уехавшие из страны в юности и сделавшие карьеру в Америке и Европе, возвращаются на родину. С собой они привозят не только деньги, знания и опыт, но и западные привычки – в том числе и в выпивке. Структура винного индийского рынка – почти 50% французских вин и около 30% итальянских. Винным производителям, которые отважатся выйти на индийский рынок, предрекают успех: в стране, население которой большей частью говорит по-английски, люди готовы впитывать чужую культуру и интересуются новыми качественными продуктами. При этом динамика индийского рынка позволяет рассчитывать, что все не ограничится одними крупными городами. В стране с населением более 1 млрд человек количество потребителей вина, предполагается, превысит 30 млн человек – и они не будут жителями одних Дели и Мумбаи. Индию назвали своим самым большим из привлекательных рынков в Scotch Malt Whisky Society – клубе, помогающем более 25 000 фанатам виски по всему миру найти заветную бутылку виски. Совсем недавно компания открыла офис в стране, которую назвала «огромным шансом» для бизнеса. Но, как бы ни радовались виноделы и торговцы виски открывающимся в Индии перспективам, еще больше причин для оптимизма у производителей водки. Сейчас эта категория, по всему миру развивающаяся наиболее динамично среди спиртных напитков, составляет только 22,5% среди индийского рынка крепкого алкоголя. На проходящей на этой неделе конференции IndSpirit представители компании Euromonitor предрекли водке гораздо больший успех. Продажи водки в Индии выросли с 1,3 млн в 2004 году до 4,8 млн кейсов в 2008. Предполагается, что к 2014 году объемы продаж водки дойдут до 8,44 млн кейсов. Причин для этого две. Во-первых, к 2015 году половине населения страны будет все еще меньше 30 лет, а молодежь всегда больше интересуется незамысловатыми спиртными напитками. Во-вторых, в Индии все больше потребителей алкоголя – женщины. То есть страну ждет всплеск моды на всевозможные коктейли и ароматизированные водки, что для производителей – еще большая удача. Общий рисунок развития индийского рынка алкоголя напоминает Бразилию – там, к примеру, водке тоже пророчат рост продаж на 72% к 2014 году до 7,3 млн кейсов. Производители серьезного вина и коньяков на таких буйно развивающихся рынках, казалось бы, не у дел, но это только пока. После того, как возраст среднего потребителя алкоголя переваливает за 35, людей с гораздо большей вероятностью можно заинтересовать тем, что раньше они считали «стариковскими» немодными напитками. А значит, снова оправдается китайская поговорка о том, что все получит умеющий ждать.