о планах британского правительства ввести новые правила для получения гражданства:
Сейчас происходит реформа, которая может ужесточить правила таким образом, что процедура получения гражданства будет занимать больше времени и будет требовать добровольно-принудительной волонтерской деятельности. Никто не знает, как это на практике будет исполняться. Но пока Home Office нужны эти меры не для того, что иммигранты стали достойными гражданами, а для того, чтобы написать в газете The Sun о том, как мы помогаем освоиться нашим потенциальным гражданам. К сожалению, в Великобритании очень непоследовательная иммиграционная политика, которая давно стала инструментом политического пиара, а не реальной проблемой. Да, здесь есть нелегальная иммиграция, часть которой так или иначе приносит пользу британской экономике, и есть миграция легальная, то есть миграция квалифицированных специалистов, которая проблемой не является, и это признают и сами парламентарии. Но поскольку [легальные иммигранты] более контролируемые и законопослушные, значит, применять драконовские меры и наблюдать за тем, как они применяются, можно именно на этой категории иммигрантов.
Кроме того, эта тема тиражируется в прессе и пагубно влияет на настроения в обществе. Люди в Великобритании привыкли быть толерантными, и в общем на эти темы никто не говорил, а сейчас они позволяют себе высказываться очень резко. Использование темы миграции в качестве «разменной монеты» – это очень безответственный шаг, который разжигает ксенофобию.
Что касается тех нововведений, о которых с удовольствием пишут британские газеты, то я, например, в этом году получил гражданство и уже сдавал тест по истории. Ничего страшного в нем нет, это просто возня стоимостью £30. Вопросы простые, и я знаю очень мало людей, которые не смогли его пройти. Так что проблема не в этом, а в том, что институт вида на жительство становится очень сложным. Идея в том, что если ты живешь в стране и не являешься ее гражданином, ты как бы менее лоялен к государству. Раньше вид на жительство выдавался автоматически на неограниченный срок после того, как ты прошел квалификационный период, который пока составляет 5 лет. Причем спустя год после этого вы могли подавать документы на гражданство. Сейчас систему предполагается дополнить «пробным гражданством».
По сути, это очередная временная виза, которая выдается после того, как заканчивается виза Tier 1. Новый документ будет выдаваться на 3 года, после чего будет возможность получить либо вид на жительство, либо гражданство. Чтобы сократить срок «пробного» гражданства, нужно будет заниматься волонтерской деятельностью и «хорошо» себя вести. Тогда через год или три – в зависимости от вашего поведения – вы сможете получить британское подданство. На мой взгляд, это изменение скорее негативное, потому что, во-первых, критерий «примерного поведения» – это какая-то умозрительная концепция, которая на бумаге пока не прописана. Во-вторых, очень сложно представить себе работников City, которые после 18-часового рабочего дня пойдут подметать улицы и стричь газоны, чтобы доказать свою лояльность государству. В-третьих, сами волонтерские организации поспешили отказаться от таких «помощников». Что касается прав, то вид на жительство дает все права и социальные гарантии, за исключением права на голосование и проживание вне страны в течение более, чем 2 лет. Кроме того, ряд профессий – как правило, чиновничьих – зарезервирован только для граждан. «Пробное» гражданство должно получить все те же ограничения, хотя сейчас идут разговоры о том, чтобы оно ограничивало доступ его обладателей к ряду социальных выплат.
Квалифицированные специалисты, которые затем могут претендовать на гражданство, приезжают в страну по двум программам – Tier 2 и Tier 1. Последняя появилась в 2002 году и с тех пор претерпевала много изменений. В 2006 году Home Office в очередной раз внес коррективы, которые серьезно затронули, прежде всего, положение тех участников программы, которые уже находились в Великобритании. По старым правилам, для того, чтобы продлить свою визу, им требовалось доказать, что они экономически активны, то есть работают или ищут работу. По новым правилам, для продления визы участники программы должны были доказать, что их текущий заработок не ниже определенной суммы. Таким образом, под ударом оказались не только те люди, которые находились в активном поиске, но и те, кто только начал свое дело или выбрал менее оплачиваемую работу, например, из-за лучших карьерных перспектив. Так что многим из них пришлось закрыть свой бизнес, собрать вещи и покинуть страну. Хотя со стороны правительства было нечестно вот так подставлять людей, которые еще вчера не знали, что их ждет. Кроме того, новые правила установили, что вид на жительство можно получить не через 4 года, как раньше, а только через 5. Так что всем, у кого срок действия визы заканчивался, и вроде бы уже можно было рассчитывать на вид на жительство, приходилось получать визу еще на год и вновь доказывать свои права по новым правилам.
В итоге, в 2007 году мы пошли в суд. В тот момент, людей, приехавших по этой программе, в стране было порядка 20 000, а тех, кто стал ядром нашего процесса – человек 50. Мы учредили общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в £1, начали сбор денег, для того, чтобы оплатить хорошего адвоката. Затраты на процесс составили десятки тысяч фунтов. В случае проигрыша у нас был вариант – объявить себя банкротом, в случае выигрыша – за нас заплатил бы Home Office. Но для тех людей, которые вкладывали свои деньги в этот процесс, это был огромный финансовый риск, и у нас были все шансы проиграть. Нам попался очень консервативный судья, который изначально был настроен категорически против иммигрантов. Но, во-первых, нам повезло с адвокатом, во-вторых, судья понял, что действительно правительство сделало очень неграмотную вещь, и по всем пунктам признал, что правда на стороне истца. Правительство не стало даже апеллировать, но отказалось отменять правило по срокам получения вида на жительство, то есть если у иммигрантов истекает четырехлетняя виза, им все равно придется получать еще одну на год, что бы они там ни говорили. Мы подали в суд еще раз. И суд вновь встал на нашу сторону. Более того, правительство разрешило тем людям, которым пришлось покинуть Соединенное королевство по новым правилам, вернуться в страну, и время, которое они находились вне Британии было зачтено им за пребывание внутри королевства. Меры были действительно беспрецедентные, и этот процесс доказал, что в Великобритании существует-таки независимый суд. Впрочем, все это касалось только тех людей, которые уже находились в стране на момент выхода изменений. Для тех, кто приехал после их вступления в силу, выхода не было. Им пришлось играть только по этим правилам.
Победа нас воодушевила. Сейчас я отошел от этих дел, и всем сейчас занимается Амид Кападиа, с которым мы вместе начинали борьбу за права иммигрантов. Сейчас есть две организации, занятые в этом процессе, Voice of Britan's Skilled Immigrants и HSMP Forum, которые в данный момент сливаются в одну. Планируется, что структура, созданная на их основе, будет заниматься проблемами всех иммигрантов, как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы.
Вообще, никто толком не знает, когда вся эта новая система вступит в действие. Я подозреваю, что если новые правила будут приняты, они вступят в действие не раньше апреля 2010 года. Кроме того, надо будет заранее решить, что делать с теми, кто уже въехал в страну, чтобы не было очередного затратного процесса. Если же они действительно введут правила, по которым люди будут получать «штрафные баллы» за участие в митингах или акциях протеста, мы вновь пойдем в суд.