Ситуация с отказом General Motors продавать Opel гораздо проще, чем может показаться. Кризис оказался менее глубоким и длительным, чем ожидалось. Американский автогигант, попавший прошлой весной в ситуацию банкротства, сейчас начинает видеть пути выхода из кризисной ситуации и теперь, когда речь уже не идет о спасении компании и чрезвычайной ситуации, вполне разумно и логично, что Opel оказывается привлекательным активом, продавать который уже не с руки. Ведь General Motors в первую очередь думает о себе и своих акционерах, а не о Magna и Сбербанке, и потому, когда становится ясно, что Opel может помочь увеличить капитализацию GM и заработать, решение отказаться от сделки понятно. В то же время очевидно, что такого рода крупные сделки всегда являются политизированными, и интерес к данной покупке Владимира Путина очевиден. Я не считаю, что это приобретение значительно бы улучшило работу российского автопрома, но быть владельцем Opel приятно и престижно для России, и уже это может быть достаточным мотивом. Хотя, замечу, что отношение к Opel в Германии всегда было достаточно скептическое, даже была шутка, что любая машина спустя 5 лет активной эксплуатации превращается в Opel. Разумеется, в последнее время качество машин этой марки существенно возросло, но шутка осталась. Потому не считаю, что в разрыве сделки можно увидеть что-то катастрофичное для России и отечественного автопрома. А разговоры о том, что американская сторона повела себя «некрасиво», «обидела» или «подвела», считаю неуместными. Ведь речь идет о большом бизнесе, политике и серьезных деньгах. Если посмотреть на российские компании как на контролирующих акционеров зарубежных больших компаний, мы увидим, что отношение мирового сообщества окажется достаточно настороженным: мы тоже много кого «обижали» и «подводили», и ни одна крупная российская компания не перешла под контроль западной, кроме, скажем, ТНК-BP, да и то – частично. В этой области нельзя иметь двойные стандарты, и каждая сторона всегда действует в соответствие с собственными интересами. Так что обижаться на General Motors не за что.