МОСКВА (Рейтер) – Крупнейший российский частный железнодорожный оператор «Глобалтранс» хочет удвоить уставный капитал, чтобы привлечь на рынке деньги для покупки новых вагонов. В пятницу совет директоров оператора решил созвать 23 ноября внеочередное собрание акционеров, которому предложено одобрить увеличение уставного капитала компании вдвое с $11,7 миллиона до $23,4 миллиона. Новые акции, скорее всего, будут размещены на бирже: нынешним акционерам будет предложено отказаться от права преимущественного выкупа акций сроком на один год. «Посткризисный рынок может предоставить нам интересные возможности для органического и неорганического роста», – приводятся в сообщении компании слова председателя совета директоров Александра Елисеева. «Благоприятные цены на новые вагоны, а также восстановление рынка железнодорожных перевозок создали хороший инвестиционный климат для Globaltrans, что позволит возобновить реализацию инвестпрограммы компании», – говорит он. Сроки проведения допэмиссии в компании не называют. Сейчас удвоение уставного капитала могло бы принести компании примерно $1 миллиард – в пятницу весь Globaltrans стоил на LSE $1,04 миллиарда. На эти деньги «Глобалтранс» мог бы купить около 28 000 новых полувагонов, посчитал эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Это сопоставимо с нынешним парком оператора. На конец первого полугодия 2009 года «Глобалтранс» оперировал 26 347 вагонами, 57 процентов из которых – полувагоны, 39 процентов – цистерны. То есть, если «Глобалтранс» привлечет эти деньги и использует их на покупку вагонов, он может удвоить свой парк примерно до 50 000 вагонов, утвердив свои позиции крупнейшего владельца вагонов после РЖД и ее «дочек». В парке РЖД и ее грузовой «дочки» «Первой грузовой компании» (ПГК) сейчас более 450 000 вагонов, в том числе более 200 000 – в парке ПГК. Монополия контролирует почти 50 процентов всего российского парка вагонов. РЖД рассчитывает передать все свои вагоны в «Первую» и «Вторую грузовые компании», при этом монополия предлагает поучаствовать в уставном капитале «Второй грузовой компании» частным владельцам вагонов. Кроме того, топ-менеджеры РЖД не раз говорили, что у них есть информация о консолидации частных вагонов в руках «Третьей грузовой компании». Один из топ-менеджеров рассказывал Рейтер, что центром консолидации является «Глобалтранс». Основными активами компании «Глобалтранс», подконтрольной второму по величине железнодорожному перевозчику в стране «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), являются транспортный оператор «Новая перевозочная компания» и владелец подвижного состава «Севтехнотранс». Крупнейшие акционеры компании, владеющие вместе около 70 процентов акций «Глобалтранс», – TIHL, принадлежащая менеджерам «Н-Транс» Константину Николаеву, Андрею Филатову и Никите Мишину, и Envesta, которую контролируют менеджеры «Глобалтранса» Сергей Мальцев и Александр Елисеев. Первичное размещение 29 процентов акций «Глобалтранса» в 2008 году принесло компании $450 миллионов. (Глеб Столяров)