об антикризисной программе «АвтоВАЗа»:
По-моему, эта программа слегка устаревшая, поскольку в слайде «динамика основных показателей 2006 – 2008» за прошлый год указана величина чистых убытков в 6,2 млрд руб. Этой величиной ВАЗовские руководители оперировали до июня, потом, после публикации отчетности по МСФО цифра стала 24,7 млрд. руб. В этой связи думаю, что вдаваться в детали программы не имеет смысла, поскольку любые цифры, так же ровно в четыре раза, могут поменяться на другие.
Основные вопросы вижу такие. Сколько продаст «АвтоВАЗ» в 2009 г.? Думаю, что 360 000 – 380 000 на внутреннем рынке и 35 000 – 40 000 на внешнем. Итого 400 000 – 420 000 машин. Плюс 40 000 – 45 000 автокомплектов. Итого 440 000 – 460 000 шт. В деньгах это 90 – 100 млрд руб., что на 60% меньше заложенного прогнозного финансового результата на 2009 г. (159 млрд. руб.). Соответственно убытки будут никак не меньше прошлогодних 25 млрд руб.
Вероятность банкротства – считаю, что существует, причем, вполне реальная. Только банкротство по действующей сейчас в России процедуре практически равно ликвидации. Для «АвтоВАЗа» это не подходит ни коим образом. Из-за масштабов «завода-города» с сотнями тысяч занятых в этом процессе людей. Думаю, что осенью Госдума должна «быстренько» принять новый закон о банкротстве предприятий, с подобной американской 11-й статьей. Когда вводится защита от кредиторов, предприятие реструктурируется, что-то распродается, что-то остается, меняются собственники и управляющая команда и т.д. Но! При этом конвейер предприятия должен продолжать выпускать продукцию. Иначе в Тольятти не будет жизни, а это приведет... Не буду продолжать, поскольку страшно представить к чему. Думаю, что после серии митингов и забастовок, ВАЗу снова окажут помощь, и он дотянет до того момента, когда банкротить и реструктуризировать предприятие можно будет по новой процедуре.
А вообще я не исключаю сценария с «включением печатного станка» на полную мощность уже нынешней осенью. В этом случае произойдет очередная девальвация рубля, попрет инфляция и... через определенное время продукция «АвтоВАЗа» снова начнет разлетаться как «горячие пирожки». Но это плохо, поскольку оздоровления предприятия «через операционный стол» не произойдет. А надо бы. Время пришло. Ведь еще покойный Виктор Николаевич Поляков говорил, что «АвтоВАЗу» в его нынешнем виде отмерен жизненный цикл в 40 лет.