На прошлой неделе Китай грандиозным воздушным парадом отметил 60-летие ВВС НОАК. Непосредственно перед знаменательной датой по китайскому телевидению выступил заместитель командующего китайских ВВС генерал-лейтенант Хэ Вэйжун, сделавший, помимо ожидаемого описания достигнутых успехов в развитии ВВС, важное заявление: он впервые назвал возможные сроки принятия на вооружение китайского истребителя следующего поколения. Дословно он сказал: «китайская [программа] истребителя четвертого поколения сейчас активно реализуется, в настоящее время самолет разрабатывается; судя по имеющимся материалам, очень скоро может произойти первый полет, после этого очень скоро пройдут летные испытания, затем самолет быстро поступит в войска. Судя по сегодняшней обстановке, возможно, еще нужно 8 – 10 лет». Следует отметить, что в китайской терминологии истребителями четвертого поколения называют самолеты, которые во всем мире относят к пятому поколению. Связано это с тем, что в эволюции китайской военной авиации есть «выпавшее звено»: китайская промышленность так и не смогла в 1970-е и 1980-е годы создать полноценный истребитель третьего поколения (в СССР его представителем был, например, МиГ-23), поэтому с самолетов второго поколения китайские пилоты пересели сразу на четвертое. Разумеется, деление самолетов на поколения носит несколько искусственный характер, а представления о том, что есть истребитель пятого поколения, в разных странах различается. Серийный самолет пятого поколения пока что один на весь мир – это американский истребитель F-22 Raptor, он обладает такими качествами, как низкая радиолокационная заметность, способность к сверхзвуковому крейсерскому полету и сверхманевренность. В июле, после долгой политической борьбы, конгресс США проголосовал за прекращение производства этого сильнейшего в мире истребителя (всего до завершения производства должно быть построено 187 экземпляров). Интересно, что доводом в пользу этого решения было то, что F-22 просто-напросто слишком хорош. Белый Дом и Пентагон убеждали конгрессменов, что с самолетами вероятных противников можно справиться при помощи более дешевых машин предыдущих поколений, потенциал дорогостоящего F-22 не может полностью раскрыться, а деньги остро нужны на ведение локальных войн. Возможно, если бы генерал Хэ произнес свою речь на несколько месяцев раньше, то ситуация сложилась бы по-другому: борцы за спасение F-22 широко использовали китайский фактор в своей агитации за обновление парка американских истребителей и почти добились успеха. Что вкладывают в понятие «пятого поколения» китайцы? Обычно в новостных статьях на эту тему также указывается набор качеств, присущих F-22 – крейсерский сверхзвук, малозаметность и сверхманевренность. Кроме того, мы располагаем еще одним парадным интервью, приуроченным к 60-летию НОАК. Генеральный конструктор китайского серийного истребителя четвертого поколения J-10 и одна из самых авторитетных фигур в китайском авиапроме Чжан Цзигао, отвечая на вопрос газеты «Вэньхуэй бао» о том, как новый китайский самолет будет соотноситься с F-22 заявил: «Конкретно сравнивать очень трудно […] Американский F-22 – самый современный истребитель. Мы ведем разработку, следуя за ним, но понимание некоторых технологий еще поверхностное. У него есть некоторые неизвестные нам особенности…». Судя по заявлениям Чжана, китайцы не пытаются сформировать оригинальный облик самолета 5 поколения, а ориентируются на американский образец, некоторые особенности которого им не вполне ясны из-за высокого уровня секретности вокруг всей программы F-22. Если обещания генерала Хэ сбудутся и новый самолет появится в 2017 – 2019 годах, для России в этом приятного мало. Судя по заявлениям российского военного руководства, отечественный истребитель пятого поколения может совершить первый полет в 2010 г. и поступить в войска после 2015 г. Но поскольку сложные российские военно-технические программы, как правило, отличаются хроническим срывом сроков, в появление в войсках истребителей пятого поколения к 2015 году верят немногие. Таким образом, теоретически могла бы возникнуть вероятность появления у китайцев самолета пятого поколения одновременно или раньше РФ. На самом деле такое развитие событий маловероятно. Например, известно, что у китайцев до сих пор есть серьезные проблемы с двигателями для самолетов четвертого поколения FC-1 и J-10. Двигатели РД-93 и АЛ-31ФН продолжают закупаться в России (очередной контракт на закупку АЛ-31ФН заключен в феврале 2009 года), а их китайские аналоги пока не готовы к полномасштабному производству. Между тем, требования к двигателям самолета пятого поколения должны быть, очевидно, намного более высокими. Аналогичные трудности можно ожидать и по другим направлениям. С высокой вероятностью китайский истребитель пятого поколения станет очередным долгостроем, а для его доводки КНР потребуются иностранные, в том числе российские технологии. Тем не менее, быстрый прогресс китайской военной промышленности в последние годы налицо. Если раньше задача самостоятельного создания подобного самолета была для КНР в принципе нерешаема, то теперь это скорее вопрос времени и средств, которых у китайцев хватает. То, что китайская программа принимает реальные очертания, – лишний повод заняться нашей собственной авиационной промышленностью.