о новых поправках в законодательство по госзакупкам и задачах на будущее:
Думаю, сколько у нас еще будет существовать госзаказ, столько нам еще придется корректировать законодательство и подзаконные акты. И я объясню, почему. У нас любят говорить, что в России две проблемы: дураки и дороги. Ну, с дорогами, я согласен, с дураками, наблюдая за поведением некоторых наших чиновников, [проблем] нет, потому что люди отыскивают такие лазейки и такие партизанские ходы, чтобы обойти закон о госзакупках, что просто диву даешься уму и сообразительности этих чиновников. Поэтому я считаю, что во многом работа с 94-ФЗ [должна идти] в таком направлении: как только лазейки отыскиваются, они закрываются. Это по проблемам.
Но наиболее важные изменения, которые произошли с 94-ФЗ, – это фактически новый этап развития госзакупок – [переход] на электронные аукционы. Уже сейчас появились три площадки, на которых будут проводиться электронные торги без ограничений, они начали работать в экспериментальном режиме, осенью этого года появятся еще две площадки. Площадки будут работать в тестовом режиме, и здесь надо быть готовым к изменению законодательной базы, потому что в таком масштабе это впервые запускается не только в России, но и во всем мире. То есть некоторое изменение законодательной базы будет. Из самых важных [изменений] я бы еще отметил изменение по видам гарантии. Мы фактически снимаем как обязательные страховые [гарантии] и вводим новую – поручительство. И изменение в административном кодексе, где убирается, пожалуй, самое больное из всех – несоразмерность штрафов.
Мы сейчас устанавливаем шкалу, зависящую от величины размещения госзаказа, в таком размере наступает и ответственность. Естественно, она не может превышать определенных сумм. Вот это, пожалуй, самое главное. Все остальные вопросы – технические. Но мне кажется, что в ближайшие полгода-год основная тяжесть ляжет на выпуск постановления правительства о порядке оценки (конкурсных заявок – Slon.ru). К сожалению, очень много злоупотреблений в этой сфере. И это постановление уже безбожно задержалось, и его надо выпускать как можно быстрее. И второе – огромное количество нормативной документации по электронным аукционам. Вот наше основное направление работы на ближайшее [время].
о росте числа жалоб:
Число продолжает расти, и, я думаю, в данном случае тут сказалось не изменение законодательства, а то, что люди поверили в свои права. И многие участники госзаказа стали грамотно разбираться, что с ними делают. Жалоб у нас огромное количество, а сейчас у нас был очень большой всплеск, который [опосредованно] связан с изменением законодательства. С 1 июля очень многие конкурсы стали аукционами. Очень многие поторопились провести конкурс, как, скажем так, наиболее удобную форму. И в спешке было сделано множество как технических ошибок, так и нарушений. И это привело к еще одному всплеску количества жалоб.
о нарушениях:
[Участники процесса госзакупок] пытаются всеми силами обмануть математические формулы. Если вспомнить школьный курс математики, это можно сделать очень просто. Допустим, можно нивелировать критерии [оценки конкурсных заявок], либо загнав числитель близко к нулю, либо сделать знаменатель очень большим (то есть изменяя вес отдельных критериев оценки – Slon.ru). И тогда все остальные критерии сомкнутся между собой и станут неотличимы. Вот мы и приходим к таким интересным вариантам [в виде], допустим, подставных фирм, которые берутся сделать работу за 1 копейку, они дальше дробятся по всем остальным критериям, но убивают критерий цены у всех. Либо вот недавно изучал документ с уникальной тысячелетней гарантией. Вообще, история РФ намного меньше, а фирмы, которая бы просуществовала более 1000 лет, я что-то не помню. Мне кажется, что коллеги играют тут в беспроигрышную лотерею, и это позволяет им получать неплохие баллы и нивелировать нужные критерии. К сожалению, мы понимаем, что тут идет некая профанация, издевательство над 94-ФЗ. Но, как вы знаете, основной правовой принцип в том, что все, что не запрещено, разрешено, поэтому недопустимо долго затянувшийся выпуск постановления правительства о порядке оценки приводит вот к таким плачевным результатам. У нас недавно прошел ряд конкурсов, где вовсю применялись псевдоматематические методы, и мы будем уже выходить на правительство РФ с просьбой о незамедлительном принятии не идеально совершенного, но ставящего конец такому произволу, порядка оценки.
о том, насколько поправки в 94-ФЗ будут способствовать сокращению коррупции в процессе размещения госзаказа:
Сам по себе 94-ФЗ – антикоррупционный. Когда принимался этот закон с его достаточно жесткими формальными процедурами, то очень часто приходилось слышать, что следование этому закону приводит к неэффективным экономическим решениям. Здесь уже, конечно, правило рычага, потому что если [в законе] есть много возможностей для принятия решений, это не будет способствовать эффективным экономическим решениям, но будет способствовать [росту] коррупции. Поэтому когда принимались процедуры этого закона, был выбор, что поставить во главу угла. И когда проанализировали, что может быть, мы понимаем, [наступит ущерб в] десятки миллионов от невыгодных экономических решений, а на другой чаше весов стояли те миллиарды, которые регулярно [утекают] из госбюджета. Поэтому выбор был сделан в сторону миллиардов и борьбы с коррупцией. Что касается тех изменений, которые были приняты в этом году, то самое существенное из них – это перевод госзаказа на электронные площадки, который должен очень сильно повлиять на борьбу с коррупцией.
об отношении центрального аппарата ФАС России к решениям территориальных управлений ведомства:
Специфика принятия решений по антимонопольному законодательству и госзакупкам [такова], что они принимаются комиссией. И если нельзя отменить решение комиссии, то вполне можно сменить ее председателя.
о новых площадках:
Сейчас Минэкономики разрабатывает техническую документацию для отбора [еще двух электронных площадок для проведения торгов]. Почему мы пошли по формуле «три + два»? В первую очередь, мы выбрали те площадки, которые уже существуют и обладают наиболее эффективными средствами работы. Поэтому в открытом конкурсе, если бы он проводился, у этих площадок был бы большой шанс победить. Но именно на них мы хотим отработать механизм и отработать все модели. Мы не можем всех в обязательном порядке [переключить] на электронные аукционы – а это наша мечта – пока мы не поймем, все ли это работает и работает безошибочно, с минимальным количеством сбоем. Поэтому осенью будут отобраны еще две площадки по конкурсной документации, которая сейчас готовится.
Часто дискутируют на тему, почему так мало площадок – всего пять. Пока, в первую очередь, мы остановились на таком количестве, чтобы обеспечить корректную работу, отследить злоупотребления, чтобы тут можно было вводить меры по контролю, по безопасности, по анонимности. Поэтому, понимая все сложности, было принято решение в сторону минимизации количества площадок, мощных площадок, до пяти. Когда мы поймем, что пять мы уже контролируем, а закупки развиваются, их будет больше.
Мы обговаривали, что все площадки должны работать в едином интерфейсе. Единый портал – это информационная система, а площадки – торговая. Идеи единой торговой площадки обсуждались, но пока все решили, что это чересчур.